Институт проблем правоприменения продолжает публиковать предложения по судебной реформе. В прошлой статье («Судей нужно выбирать», «Ведомости», 19.01.2012, стр. 04) речь шла о том, как освободить суды от давления прокуратуры. В этой статье речь пойдет о другом механизме влияния на суды — институте председателей. По закону председатель суда — фигура, не обладающая практически никакими особыми процессуальными полномочиями, первый среди равных. Так, статья 35 закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» описывает полномочия председателя как чисто организационные. Причем большая часть полномочий председателя суда касается работы аппарата суда, а не работы судей.
В списке нареканий к российским судам главенствуют две позиции: предельная сервильность судов в любых делах, имеющих политический оттенок, и так называемый обвинительный уклон — тенденция любой ценой уклоняться от вынесения решений, которые могли бы поставить под сомнение позицию государственного обвинения или «помешать» силовикам в борьбе с преступностью.
Общественное внимание к судебной системе и запрос на ее реформирование будут в наступившем году только усиливаться. Любой социолог знает, что главная функция судебной системы — разрешение конфликтов и снятие напряженности в обществе. Суды применяют законы для разрешения споров, которые в отсутствие правового регулирования вызвали бы «неправовые действия», попросту говоря — насилие. А когда противостояние приобретает массовый политический характер, верховный суд или даже наиболее авторитетный судья из его состава (если таковой есть) могут стать важным ресурсом посредничества между конфликтующими сторонами.
Slon отобрал сделал обзор лучшего, что было написано, сказано, придумано и запечатлено на камеру в 2011 году.
Лучшей в жанре non-fiction признана книга Вадима Волкова «Силовое предпринимательство. 21 век».
Выбор осуществлялся с помощью авторитетного мнения Эльмара Муртазаева, заместителя главного редактора журнала Forbes, который занимается экономической и политической журналистикой более 15 лет.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Поздравляем вас с наступающим Новым Годом!
Пусть грядущий год будет полон важными для всех нас событиями и оправдает надежды на справедливость.
Никто не отрицает того факта, что открытость правосудия является одним из фундаментальных принципов функционирования судебной системы. Длительное обсуждение этого вопроса завершилось принятием федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ", который до этого более 2,5 лет находился на рассмотрении в Госдуме. Стоит добавить, что в связи с масштабностью предлагаемых реформ была предусмотрена полуторогодовая отсрочка вступления этого закона в силу.
В событиях вокруг разворачивающейся волны манифестаций, которая все меньше напоминает кампанию протеста против нарушений закона на конкретных думских выборах и все больше — массовое движение, требующее изменения самой сути политического режима в стране, примечательнее всего тот уровень и то качество самоорганизации, которые демонстрируют участники протестов. Пока государство последовательно дичало, общество, напротив, модернизировалось и наращивало социальную ткань (нормы, ценности, множественные и разнообразные связи между людьми, способы взаимодействия), преодолевая естественную трансформационную аномию раннего постсоветского периода. И сейчас общество наглядно демонстрирует, насколько, вопреки известной поговорке, оно не заслуживает того правительства, которое имеет. Несколько примеров.
Прошедшие выборы в Государственную думу и последовавшие массовые акции за их отмену развеяли несколько мифов о российской полиции. Стало понятно, что мы имеем дело никак не с «цепными псами кровавого режима», а с обычными наемными служащими, погрязшими в бюрократии, в меру ленивыми, в меру непрофессиональными и в меру дорожащими своим местом.
12 декабря в конференц-зале Европейского Университета в Санкт-Петербурге состоялись выступления Гиряевой Веры Николаевны, научного сотрудника ИНИОН РАН (Dr. phil. (Universität zu Bonn) по темам "Обзор основных направлений эмпирических исследований в послевоенной немецкой социологии права" и "Новейшие исследования и учебные курсы по социологии права в Германии"