Одним из условий исполнения законов должна быть ясность и определенность содержания нормативных актов. Но в РФ зачастую идеи, заложенные в законах, неплохие, но законодательная техника страдает непродуманностью, неконкретностью и несогласованностью с другими нормативными актами. Так, например, с 10 января в России вводится наказание в виде ограничения свободы. Согласно ч. 1 ст. 53 УК РФ, ограничение свободы заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы.
Прошедший год, среди прочего, запомнится скандалами, которые сотрясали бастион правосудия – Конституционный Суд РФ (далее – КС). Кроме этого, ньюсмейкерами года от судебной системы стали председатель Мосгорсуда Ольга Егорова и ее vis-a-vis и тезка, лишенная полномочий судьи - Ольга Кудешкина. Выступление Валерия Зорькина против своих коллег – судей КС Анатолия Кононова и Владимира Ярославцева – и война Егоровой против Кудешкиной оголили одну проблему: отношения руководителя и подчиненного, характерную не только для судебного сообщества. Однако отношения председателя суда и судей, замещающих свои должности в данном суде, согласно действующему законодательству строятся не на строгом подчинении, как в классических трудовых отношениях, но на принципе независимости судей в отправлении правосудия и подчиненности их председателю исключительно в рамках организационных вопросов.
Предоставление прокуратуре полномочий по надзору за законностью исторически обусловлено взглядом на прокуратуру как на «око государево». Петр I, создавая этот институт, полагал, что в отсутствие каких-либо других контрольных органов прокуратура будет главным и самым эффективным. В последнее время некоторыми официальными лицами, например, полномочным представителем правительства в КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ Михаилом Барщевским, высказывается мнение, что необходимо расширить полномочия прокуратуры. И вот, мы уже наблюдаем, как после трагедии в Перми работники прокуратуры вместе с другими контрольными органами ходят по клубам и выносят в отношении собственников этих заведений акты прокурорского реагирования.
Трагедия в Перми по вполне понятным причинам заставила общественность задуматься в первую очередь о коррупции. В Государственном пожарном надзоре в частности и во всех контрольных органах, теоретически отвечающих за нашу безопасность, в целом. Можно только аплодировать беспрецедентному жесту пермского мэра и краевого правительства: чуть ли не впервые за последнее десятилетие политические лидеры в форс-мажорных обстоятельствах приняли на себя ответственность хоть за что-то из происходящего на подведомственной территории и подали в отставку в результате громкого скандала. Но реакция остальных властей, как обычно, поражает своей бессмысленностью и контрпродуктивностью. Владельцы клуба, разумеется, уже помещены в сизо. Власти Москвы и Петербурга планируют массированную проверку увеселительных заведений и намереваются запретить гражданам новогодние фейерверки. Генпрокуратура готовится проверять не только предпринимателей, но и сам Госпожнадзор. В Думе дискуссия вертится по кругу«ужесточить — запретить — наказать», а премьер-министр, обвинивший в халатности буквально всех — от пиротехнической компании до губернатора — особо пнул пожарного инспектора, подписавшего акт о приемке объекта в 2002 г. и с того же года прекратившего свою работу в Госпожнадзоре.
В пятницу, 27 ноября, квалификационная коллегия судей (ККС) городского суда С-Петербурга сняла Т.М. Родионову с должности председателя районного суда, но позволила ей работать судьей того же суда. За те четыре года, которые Татьяна Михайловна Родионова замещала должность председателя одного из самых больших по численности судов города, она приложила максимум усилий, чтобы развалить его: по ее представлениям ККС пять судей лишила полномочий, также не без ее «помощи» три судьи досрочно ушли в отставку.
«Эра банковской тайны подошла к концу», — гласило итоговое коммюнике Лондонского саммита G20, прошедшего в апреле 2009 года. Почву для столь сильного утверждения Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) готовила в течение 10 лет, склоняя офшорные юрисдикции к подписанию двусторонних соглашений о предоставлении финансовой информации. Но только мировой кризис и смена политического курса в США дали шанс государствам континентальной Европы начать масштабное наступление на налоговые гавани. Лондон, давно ставший главными воротами в офшорный мир, на этот раз остался без союзников, и глава кабинета министров Гордон Браун был вынужден подписать документ, идущий вразрез с британскими интересами.
Масштаб новости определяется статусом ньюсмейкера, а если это смерть, да еще с элементами драмы, то пропустить такое событие нельзя. Но в случае Вячеслава Иванькова затронуты гораздо более глубокие пласты сознания и морали. И в этом стоит разобраться. Шкала ценностей Кто умер? Последний вор в законе старой закалки, уходящая натура. Надо понимать, что, в отличие от гангстера, власть традиционного вора в законе держалась на моральном авторитете, а не на силе. Изначально — это непримиримая позиция по отношению к советской, гулаговской власти и готовность страдать за идею. Поэтому у вора всегда был ореол мученика, образ аскета и страдальца за общее дело.
Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге ищет исследователей
Описание работы:
Мы проводим исследования и публикуем научные статьи, аналитические записки, иногда тексты в СМИ о том, как в России применяется право. Результаты исследований представляем на научных конференциях по всей России и миру. Мы проповедуем подход, когда решения принимаются с опорой на данные (evidence-based policy making). В своей работе используем уникальные базы данных с миллионами наблюдений: преступления и подсудимые, уголовные и арбитражные судебные решения, государственные реестры. Собираем интервью, в том числе и в закрытых полях, оцениваем проводимые реформы.
Наша работа многопланова: мы пишем код для подготовки и анализа данных на R, Stata и Python, проводим интервью и занимаемся качественными исследованиями.
Нам нужны активные и энергичные люди, которые владеют статистикой и анализом данных, или же — «качественным» инструментарием, хотят проводить кабинетные и полевые исследования, писать аналитические продукты и научные статьи и рассказывать о них миру.
В сентябре МВД опубликовало статистику за первые восемь месяцев этого года. Половину преступлений совершают те, кто уже побывал за решеткой. Почему так происходит? И можно ли помочь бывшим заключенным устроиться на свободе?
Младший научный сотрудник ИПП Ксения Рунова отвечает на эти и другие вопросы в материале «Правмир».
Статья доступна по ссылке.