По данным Верховного суда, штатная численность судейского корпуса составляет 27 380 человек (без учета мировых и военных), из них 23 297 — судьи судов общей юрисдикции и 4083 — судьи арбитражных судов. Это те люди, от профессионализма, непредвзятости и принципиальности которых зависит очень многое. Защита прав граждан. Разрешение конфликтов. Отношение к государству. Уровень справедливости как его отражает массовое сознание. Рост частных инвестиций, предпринимательства, инноваций зависит от того, способна ли судебная система защитить наиболее активных людей от тех, кто пытается присвоить результаты их усилий, будь то криминальные элементы, недобросовестные конкуренты или государственные служащие.
При этом общество практически ничего не знает о том, кто эти судьи. Попытка собрать даже элементарные биографии судей дала поистине неожиданный результат. В открытом доступе (в интернете и в региональной прессе) оказалось всего 142 биографии. То есть 0,5% от общего числа. Какие-либо сведения об остальных отсутствуют. При этом в открытом доступе есть биографии членов региональных и городских правительств, муниципальных округов, депутатов законодательных собраний (правда, не всех), не говоря уже о Федеральном правительстве или Государственной думе. То есть исполнительная и законодательная власть хоть как-то представлена биографиями тех, кто ее отправляет. Судебная — terra incognita.
На официальные запросы в судебные департаменты с просьбой предоставить биографии в целях научного исследования судей как профессиональной группы последовали отказы со ссылкой на федеральный закон № 152-ФЗ и инструкцию "О порядке защиты личных данных, содержащихся в личных делах председателей, зампредседателей и судей районных судов", утвержденную приказом судебного департамента при Верховном суде от 20 апреля 2007 года № 52. Судебные чиновники считают, что разглашение таких сведений может нанести ущерб безопасности судей. Увы, завеса тайны над профессиональными биографиями судей не спасает их от пуль экстремистов.
Строго говоря, для социологического исследования нужны биографические данные, а конкретные имена их носителей как раз не имеют значения. Но, может, есть другие причины того, почему российские граждане даже в обобщенном виде не знают и не могут узнать практически ничего о том, кто их судит? Одна причина лежит, по-видимому, в том, что, как отметил известный канадский правовед Питер Соломон, в российской правовой культуре судья не является значимым героем, поскольку он не творит право или справедливость, а только применяет букву закона. Нет героя — нет биографии. Во многих странах, особенно в странах прецедентного права, есть популярный жанр биографий судей, наподобие "жизни замечательных людей", который транслирует профессиональному сообществу его ценностные идеалы. Но и помимо образцов для подражания доступны краткие биографии судей, хотя полнота таких сведений в разных странах разная. На сайте Федерального судебного центра США, например, есть 3209 биографий федеральных судей с 1789 года.
Вряд ли российские судьи намеренно скрывают свои биографии, тем более что некоторые суды их все же публикуют. Скорее всего так устроена сама система, для которой закрытость является частью ее modus operandi. Тогда что может скрывать система? Одним из самых интересных вопросов является карьера судьи. Поскольку в России нет специализированных вузов или школ, которые готовили бы судей и они набираются из других профессиональных сообществ, то ценности, усвоенные в процессе предшествующей социализации, могут влиять на принятие решений. Формальный статус меняется, но неформальные связи и социальные сети остаются. Процедуры отбора и назначения судей таковы, что прокуратура и ФСБ имеют возможность фильтровать кандидатов. Экспертные опросы говорят о том, что прокуратура и милиция делегировали из своих рядов значительную долю судей, а вот бывших адвокатов, например, там ничтожно мало. Но точных пропорций мы не знаем, потому что эти сведения недоступны.
С 1 июля все суды будут по закону обязаны публиковать информацию о своей деятельности, включая судебные акты, а также требования к кандидатам и результаты конкурсов на должности судей. Вместе с тем в соответствующем законе (262-ФЗ) оговаривается, что иные сведения о судьях, помимо фамилий, публикуются с их согласия. Если данные о возрасте, образовании, предыдущих местах работы, ученой степени, стаже и проч., т. е. сведения, характеризующие профессиональную карьеру судьи, публиковать не обязательно, то не ясно, как можно сделать прозрачной процедуру назначения судей. Закон действительно не может обязать публиковать биографические данные. Зато в этом должна быть заинтересована сама судейская корпорация — ведь это будет способствовать и установлению определенных профессиональных стандартов, и укреплению авторитета судов. А общество тогда будет знать ответ на известный вопрос: а судьи кто? И, может быть, начнет им доверять.
Источник: Ведомости