Региональные власти могут устанавливать собственные законы, которые регулируют противоправное поведение граждан, – это заложено в принципах федерализма нашей страны. Хороший пример – шум соседей в ночное время. Российский Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) не предполагает ответственности за подобного рода проступки. Такое поведение регулируется административным законодательством или отдельными законами субъектов Федерации. Поэтому в каких-то регионах за ночной шум могут последовать санкции (обычно штрафы), а в каких-то не последовать вовсе (если закон еще не принят).
Предполагается, что большая часть нарушений общественного порядка должна фиксироваться территориальными органами МВД. И это отсылает нас к тому, что изменилось в структуре полиции за последние несколько лет.
Служим тому, кто платит
До реформы МВД 2011–2012 годов для каждого отдела полиции, работающего с населением, было как минимум два, а то и три источника средств: федеральное финансирование, поступления из регионального бюджета и иногда – надбавки от местных властей. Большая часть тех, кто работал непосредственно с населением (патрульные, участковые или школьные инспекторы), либо полностью работали за счет региональных бюджетов, либо получали из этих источников добавки к окладу.
В 1990-х и начале 2000-х годов поддержка регионами и муниципалитетами слабо обеспеченной милиции была существенной для финансирования отделов МВД, и прежде всего для тех, кто составлял основу милиции общественной безопасности. Взамен местные власти могли надеяться на участие милиционеров в охране общественного порядка на массовых мероприятиях и на работу по выявлению правонарушений по региональным административным кодексам. Это те аспекты, которые волнуют население и местные власти прежде всего, – благоустройство и санитарная обстановка, шум ночью во дворах, конфликты соседей (так называемые семейные дебоширы), выгул собак и проблемы бездомных животных. Кстати, многие вытрезвители также содержались за счет местных средств.
Правда, это двойное или тройное финансирование порождало недовольство: и без того невысокие зарплаты и материальное обеспечение (форма, средства на транспорт) выдавались не одновременно. И часто сотрудники в одном и том же подразделении получали при прочих равных разное довольствие в зависимости от того, из каких средств финансировалась должность.
Точку поставила реформа – полиция была повсеместно переведена на федеральное финансирование, вне зависимости от того, на какой должности работает сотрудник. Довольствие и материальное обеспечение подразделениям было увеличено, а штат сокращен. Хотя задачи по охране общественного порядка и содействию местным властям остались приоритетными для ведомства де-юре (см. закон о полиции), де-факто уже сразу после реформы наметилось отстранение полицейских от нужд местной власти.
Полный текст статьи доступен для подписчиков.
Источник: Слон.ру