Доля представителей негосударственного сектора, включая адвокатов, среди недавно назначенных судей снижается.
Осенью 2014 г. при поддержке ФПА РФ и 35 региональных палат был осуществлен массовый опрос адвокатского сообщества. В этом исследовании приняли участие более 3300 адвокатов страны. Это один из самых массовых опросов адвокатов в России. В настоящее время социологи готовят исследовательский отчет, посвященный различным аспектам работы российских адвокатов, в том числе и их карьерным стратегиям. Так, например, исследование показало, что на вопрос о том, в какие сферы уходит юрист, решивший выйти из адвокатуры, адвокаты называют две основные стратегии развития карьеры. Во-первых, это бизнес (открытие своей фирмы, работа юрисконсультом или уход в частнопрактикующие юристы – 47–51%), во-вторых, карьера судьи – такой ответ дали 45% адвокатов.
Не так давно на страницах «Новой адвокатской газеты» была развернута дискуссия (см., например, Костанов. Ю. Плохо, что в ККС никого не хотят видеть, кроме судей // АГ. 2014. № 18 (179)) о проблеме равенства шансов для представителей адвокатского сообщества на вхождение в судейское сообщество. В этой связи важно представить адвокатскому сообществу результаты массового опроса судей, проведенного Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге в 2013–2014 годах. В основе нашей выборки лежат ответы 1798 действующих судей из шести регионов страны, из которых каждый пятый (21,2%) работает мировым судьей, двое из трех (65,5%) – в районных судах и каждый восьмой (13%) – в суде областного уровня.
Как показало исследование, в условиях высокой нагрузки гарантии пожизненного содержания для судей создают стимулы для выхода в отставку сразу после отработанного срока: средний возраст российского судьи составляет всего 43 года, что значительно ниже среднего возраста судей в других странах. Судейский корпус активно обновляется, что повышает значимость требований, которые предъявляются к будущим судьям сегодня.
Требования к кандидатам постоянно ужесточаются. Для претендента сегодня важно не только отсутствие судимостей и наличие достойной биографии. Не приветствуется даже наличие административных штрафов, проблемой может оказаться и незначительная задолженность по оплате налога. Оценивается не только само наличие юридического стажа, но и сфера предыдущей профессиональной занятости, причем юристы из «гражданских» сфер имеют все меньшие шансы стать частью судейского сообщества.
Так, всего 14% судей вообще имеют опыт работы адвокатом, при этом основной опыт (под которым понимается наибольшее время работы в том или ином статусе) в адвокатуре есть только у половины из них. Для сравнения – двое из пяти судей рекрутированы из аппарата судов, при этом для каждого третьего судьи – это основной опыт работы. Профессиональный опыт в прокуратуре получили 27% опрошенных судей, и для каждого пятого – он являлся основным.
При этом тенденция на нарастание закрытости судейского корпуса является сегодня основным трендом кадровой политики: по нашим данным, доля представителей негосударственного сектора (включая адвокатуру) среди недавно назначенных судей снижается. Если среди судей, назначенных с 1990 по 2009 г., почти каждый пятый имел за плечами опыт работы в адвокатуре, то среди их коллег, пришедших в судейское сообщество в последние пять лет, доля бывших адвокатов резко сократилась более, чем вдвое. При этом среди данного поколения судей почти трое из пяти рекрутированы за счет внутреннего ресурса работников судов. Здесь нужно также учитывать, что в силу высокой ротации кадров в судейском сообществе те судьи, кто назначен в последние пять лет, составляют треть судейского сообщества.
Установка на внутрикорпоративную закрытость судейства разделяется подавляющим большинством судей: девять из десяти опрошенных считают опыт работы в аппарате суда предпочтительным для кандидата в судьи.
Приоритет внутриаппаратному рекрутингу судей как основы текущей кадровой политики российских судов определяется нерешенной проблемой мощной диспропорции в доходах между судьями и работниками аппарата. Эффективность работы судов напрямую связана с работой секретарей и помощников судей, а формальные требования к занятию этих должностей достаточно высокие. Тем не менее усилия работников аппарата не компенсируются в финансовом плане, и люди соглашаются работать на таких позициях только при наличии перспективы получения статуса судьи. Подобная мотивация снижает текучку кадров и стабилизирует судебную систему. Приоритет секретарей и помощников при привлечении новых кадров в судейский корпус – это не прихоть каких-то отдельных лиц, а вынужденная цена за поддержание судебной системы в работоспособном состоянии.
Помимо нарастающей профессиональной закрытости судейского корпуса исследование зафиксировало закрытость и психологическую: больше половины опрошенных судей (59%) согласились с тем, что судебная система излишне открыта сегодня.
Источник: сайт "Адвокатская газета", полный текст статьи читайте в печатной версии «АГ» № 7 за 2015 г.