В последние годы количество формальных требований к сотрудникам полиции непрерывно растет. Они не должны совершать административных правонарушений, должны быть образованными, иметь идеальный моральный облик. С учетом довольно высокой зарплаты это кажется правильным. Но на практике бесконечное повышение количества требований приводит к обратному результату — самые адекватные кандидаты оказываются отфильтрованными системой.
Сотрудники полиции, особенно те, кто трудится в наружных службах (носит форму — участковые, патрульно-постовая служба и т. п.), в последние несколько лет работают под очень жестким контролем. Широкое использование принципа солидарной ответственности (когда за нарушения подчиненного отвечает его начальник) приводит к повышенному вниманию руководства к различным повседневным нюансам. Так, каждый патрульный ежедневно проверяется на предмет подобающего внешнего вида (включая запах изо рта), готовности к несению службы, знания наизусть основных положений закона о полиции и проч.
В результате требования к новым и уже работающим полицейским постоянно ужесточаются: нужно иметь отменное здоровье и боеготовность, демонстрировать правовую грамотность (а еще лучше — высшее юридическое образование), показывать высокий моральный облик и отсутствие преступных склонностей. Последнее устанавливается в системе МВД двумя основными способами: через социально-психологическую экспертизу и проверку «криминальной истории», включая и совершенные человеком административные правонарушения. Предполагается, что в МВД нет места тем, кто когда-либо совершил любые противоправные деяния. Идея отличная — кто же будет против того, чтобы в полиции служили лишь кристально чистые и благонадежные люди. Кроме того, отсутствие административных правонарушений еще и просто удобный критерий оценки: записи об административных правонарушениях гражданина фиксируются и хранятся самим же МВД, и, следовательно, произвести проверку сотрудника очень просто.
Однако реальная жизнь противоречит идеальным установкам системы отбора и оценки в МВД: в органы приходят и работают люди с разным опытом и жизненными обстоятельствами. Сотрудник полиции, как любой из нас, не ангел, а живой человек, живущий в российском обществе. Он, как и многие, может выпить пива на природе после рабочего дня или в свой законный выходной. У него могут возникнуть семейные трудности и скандалы. Как ни странно, эти люди тоже курят — и не всегда в специально отведенных местах. А их дети-тинейджеры, как и любые подростки, могут нарушить комендантский час. И, как и для любого гражданина РФ, эти факты могут превратиться в штрафы и записи в личной истории административных правонарушений. Единственное, что отличает полицейского от нас с вами, — это то, что для него такая запись станет основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (вплоть до увольнения).
Как показало полевое исследование обычных отделов полиции, осуществленное Институтом проблем правоприменения летом 2014 г., постоянный надзор за рядовыми полицейскими приводит к обратному эффекту. Они не перестают пить пиво вечером, продолжают курить, а внимательно следить за свободным передвижением своих детей-подростков не способны, так как вечера все больше проводят на работе. Поэтому совершенно естественно, что сотрудники полиции, особенно в малом городе, где все друг друга знают, стараются укрыться от чужих глаз и в какой-то степени исключаются из социальной жизни. Для них лучше «перебдеть». Например, справить день рождения не в кафе, на глазах у людей, а дома или на даче за забором: «Мало ли чего, вдруг выпью лишнего».
Необходимость нанимать в полицию только тех, кто никогда не совершал административных правонарушений, — это еще и головная боль для руководства, занятого подбором кадров. Например, практически невозможно становится подыскать кандидата на должность полицейского-водителя: отменное здоровье, наличие водительских прав, желание работать круглые сутки, пройденная служба в армии и — внимание! — полное отсутствие штрафов по линии ГИБДД. Попробуй найди такого, да еще умеющего водить машину.
Приходится выкручиваться. Напомним, что записи об административных правонарушениях ведутся и хранятся в МВД и при определенных условиях могут быть не внесены, изменены или удалены. Однако в подавляющем большинстве случаев эти «определенные условия» — взятка или давление на ответственных за базу данных сотрудников со стороны полицейского начальства, которому нужно нанять (сохранить в рядах) конкретного человека. Получается, что преимущество получают либо совсем уж идеальные люди, либо те, кто готов прямо с момента найма включиться в фальсификацию документов, подчистку баз данных и т. п. Тем же, кто не хочет или не умеет преодолевать эти искусственные препятствия, путь в полицейские закрыт. Так скрытно и неформально действует негативный отбор в полиции.
Мы не призываем отказаться от идеи ужесточения требований к сотруднику полиции. Нам всем нужна профессиональная и честная полиция. Однако важно, чтобы это не шло вразрез со здравым смыслом. Существующая дискриминация в рядах полицейских по любому формальному критерию (в частности, использование в качестве такового записей об административных правонарушениях) не учитывает особенностей жизни людей и может приводить к обратному результату. Руководству сверху видится — и статистика это подтверждает — что полицейские становятся все более ответственными и честными. А в реальности бездумное применение формальных критериев объективно снижает качество полицейских кадров.