Подготовка документа, основное содержание которого — «ничего не случилось», занимает от пары часов до полного рабочего дня
За 2013 г. органы МВД вынесли 6,37 млн постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием события и/или состава преступления и возбудили 1,74 млн уголовных дел. Получается, на одно возбужденное дело приходится почти четыре отказа. В четырех случаях из пяти граждане обращаются в полицию и просят возбудить уголовное дело по поводу случаев, которые не являются преступлениями. Или, напротив, полицейские преподносят ситуацию так, что дело возбуждать не следует, — избегая расследования «неудобных» преступлений.
Как ни странно, оба этих предположения неверны. В ответ практически на любое заявление граждан — даже тогда, когда гражданин и сам не требует возбуждать уголовное дело, — полиция реагирует именно «постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела». Таких «псевдоотказов» — до 80% в российской полицейской практике. Это, как правило, не попытка спрятать реальное преступление, а последствия абсурдной организации рабочего процесса.
Человек вышел утром во двор и обнаружил царапину на своей машине. Ему нужен документ из полиции для получения страховки — и он получает постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Бабушка вызвала ночью полицию по поводу шума во дворе. Ночью к ней приедет наряд патрульно-постовой службы, а утром придет участковый, опросит ее и подготовит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Два подвыпивших приятеля подрались в баре, но не имеют друг к другу претензий — полиция пишет такое же постановление.
В этом не было бы ничего страшного. Какая разница, как называется бюрократическая бумажка, которой фиксируется тот факт, что ничего не произошло. Однако типовой «отказной материал» — постановление с сопутствующими документами — это от 15 до 40 страниц, заполненных преимущественно вручную: объяснения участников, свидетелей, оценка стоимости имущества, рапорты сотрудников и т. д. В результате подготовка документа, основное содержание которого — «ничего не случилось», занимает от пары часов до полного рабочего дня.
Подавляющее большинство таких постановлений (не менее 80%) выносится участковыми уполномоченными полиции — службой, которая обеспечивает решение едва ли не большей части задач, важных для граждан (а не для полицейского начальства). Для живущих за пределами областных и районных центров России (а это 42% населения) сельский участковый — это практически единственный представитель полиции, которого видят жители.
Участковые готовят более 5,3 млн отказных материалов в год. По нормативам МВД в России должно быть 40 000 участковых. Однако реально (с учетом отпусков, болезней, командировок, курсов повышения квалификации и т. д.) их не более половины от положенного по штату. И каждый из них за текущую неделю подготовит в среднем пять постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. При этом на городского участкового придется девять постановлений, а на сельского — одно. Городской участковый потратит на эту откровенно бессмысленную деятельность не менее 1/3 своего рабочего времени.
Откуда взялась эта абсурдная система? Требование писать по каждому поводу «постановление об отказе» и собирать в отказной материал максимально возможное число бумаг — результат попытки решить действительно серьезную проблему. Предположим, случилась пьяная драка в квартире. Соседи вызвали полицию, приехал наряд ППС, поговорил с драчунами, те улеглись спать. Совершенно типовая ситуация в полицейской практике.
Наутро пришел участковый и обнаружил, что никаких взаимных претензий нет, написал об этом рапорт, и все закончилось. Но ведь если претензии есть, то и участковому, и всем остальным полицейским службам придется делать дополнительную работу. В этом случае он может попробовать убедить обе стороны в том, что никаких претензий у них друг к другу на самом деле нет. Участковый обладает широчайшими возможностями для давления на потерпевших и подозреваемых с целью представления ситуации в удобном для себя виде.
Как прокуратура и полицейское начальство решают эту проблему? Они создают ситуацию, в которой объем работы участкового не меняется в зависимости от того, что говорит и думает гражданин. Проверка все равно проводится в полном объеме. Постановление в любом случае пишется так, будто гражданин твердо уверен, что возбуждать уголовное дело нужно. Проблема давления на граждан если и решена, то лишь частично. Но ценой невероятного роста бюрократической нагрузки на участкового и дальнейшего снижения эффективности его работы.
У этой проблемы есть и другое, менее очевидное, но гораздо более эффективное решение. Сейчас мобилизация уголовного права практически полностью зависит от правоохранительных органов — они решают, давать ли ход делу. Для экономии затрат надо передать больше возможностей по мобилизации права гражданам. Число случаев, по которым надо писать отказные материалы, надо сокращать в разы. Ни надзирающая прокуратура, ни полиция все равно не в состоянии прочесть такой объем бумаг. Вместо него следует просто повернуться лицом к гражданам (потерпевшим) и выработать механизмы работы со случаями, когда граждане считают, что их права нарушены отказом в возбуждении дела. Такие жалобы (их на порядок меньше, чем «отказных материалов») как раз и нужно рассматривать содержательно и в полиции, и в прокуратуре, формируя систему защиты гражданина, а не имитационной отчетности.