Требование о высшем юридическом образовании для участковых надо отменить как можно скорее
Одной из последних новаций в системе управления полицией стало изменение квалификационных требований к гражданам, претендующим на должность участкового уполномоченного полиции. Теперь для того чтобы занять это место, нужно иметь высшее юридическое образование.
Работа участкового всегда была едва ли не самой сложной в полиции и самой важной для предотвращения преступности. Формально его работа связана с профилактикой преступности, но на практике без помощи участкового значительная часть преступлений осталась бы нераскрытой — тогда, когда раскрытие преступления связано с информацией о тех людях, которые живут или бывают в конкретном городе/селе или районе. Особенно велика роль участкового в селе, поселке, малом городе — за пределами столиц регионов и районных центров участковый, как правило, является единственным представителем не только правоохранительных органов, но и власти. Сейчас с введением дополнительных требований набор сотрудников на эти должности стал практически невозможен. Реальный некомплект участковых составляет до 50%.
Подразделения выкручиваются как могут — где-то вводят должность помощников участковых, которые выполняют ту же работу, но не подписывают документов, в некоторых регионах закрепляют отдельные участки за сотрудниками патрульно-постовой службы, на которых те, по сути, выполняют обязанности участковых. Спасает лишь то, что сотрудники, уже работающие в должности участкового, могут продолжать работать и без высшего юридического образования. Но и они начали массово стараться получить заветный диплом.
Решение о том, что участковому необходимо высшее юридическое образование, очень хорошо отражает управленческие техники в российской полиции и государственных органах в целом. Во-первых, это стремление следовать букве закона, не очень задумываясь о последствиях. Логика проста: участковый принимает процессуальное решение — выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, значит, должен иметь высшее юридическое образование. Во-вторых, полное игнорирование содержательной стороны дела: качество полученного высшего юридического образования никого не волнует.
К чему приводит новая норма? Для полиции это фактическое снижение профильных требований к участковым — любой человек с юридическим дипломом, который способен пройти медкомиссию и согласен работать, становится участковым практически автоматически. Если руководитель начнет обращать внимание на какие-либо еще характеристики желающего, то и без того хилое пополнение сократится практически до нуля. А именно для участковых, особенно сельских, отбор по моральным и интеллектуальным качествам особенно важен — они работают под наименьшим контролем руководства, автономно. С наиболее удаленных участков участковый, бывает, приезжает в районный отдел лишь раз в месяц. Все решения участковому приходится принимать самостоятельно. Но, с другой стороны, и возможности для произвола у него уникальные.
Для системы высшего образования это дополнительный и немалый поток студентов, которым абсолютно все равно, чему и как их будут учить, лишь бы получить диплом. Понятно, что проверять качество полученного образования у участкового никто не будет, а 90% знаний, получаемых в рамках курса, не понадобятся никогда. И участковый, и его начальник, и преподаватели это отлично понимают и относятся ко всему процессу соответственно. Не нужно говорить о том, что подавляющее большинство кандидатов будут получать это образование в заочной форме. Даже среди судей, по данным опроса Института проблем правоприменения, дневное отделение юридических факультетов закончило чуть более 45%. Возникает очередной замкнутый круг — спрос на высшее юридическое образование любого качества приводит к тому, что на практике вузы могут без проблем снижать уровень требований. Снижение уровня требований к выпускникам приводит к дальнейшей деградации профессиональной квалификации среднего человека с юридическим дипломом. Низкая квалификация юристов приводит к желанию повысить уровень квалификации всех смежных сотрудников — т. е. добавить высшее юридическое образование в число квалификационных требований еще на пару десятков должностей. Например, наряду с участковыми такое требование сейчас введено для инспектора ДПС. Российскому высшему образованию, в котором склонность к имитации учебного процесса и умение блестяще выдавать профанацию за истинный результат и так является едва ли не ключевой проблемой, нанесен еще один удар.
Как следовало бы поступить в этой ситуации? Казалось бы, участковый действительно принимает ряд решений, требующих юридической подготовки. Но нужно ли ему для этого проходить весь курс юридического вуза? Участковый, в совершенстве знающий Дигесты Юстиниана или земельный сервитут, — это, конечно, верх мечтаний МВД. Но для граждан России важнее, чтобы участковый просто был, а для участкового — чтобы ему не надо было работать за двоих из-за некомплекта кадров и чтобы оставалось время побыть с семьей. Требование о высшем юридическом образовании для участковых надо отменить как можно скорее. Несколько месяцев переподготовки на базе учебных центров МВД, которые есть в каждом регионе, позволили бы дать гораздо более глубокие знания в тех узких областях, которые важны для участкового, и уж точно обошлись бы национальной экономике существенно дешевле.