С 1 июля вступает в силу Федеральный закон №44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Вступить в народные дружины смогут лишь совершеннолетние граждане, не имеющие судимости и иностранного гражданства, а также отвечающие ряду других требований. Отличить дружинника от обычного гражданина можно будет по фирменной одежде и наличию соответствующего удостоверения.
Эксперт КГИ, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Мария Шклярук:
Зачем нужны народные дружинники? Это попытка решить проблему отсутствия ощущения общественной безопасности у граждан. А также отсутствия ощущения присутствия полиции на местном уровне.
Граждане не довольны работой, прежде всего полиции, которая вроде как отвечает за общественную безопасность.
Проблема отсутствия общественного контроля на местном уровне обострилась после реформы полиции, которая произошла в 2010 году: резко сократились низовые подразделения полиции, уменьшилось количество сотрудников патрульно-постовой службы на улицах, сократилось число экипажей и, собственно, участковых, укомплектованность которых всегда вызывала большой вопрос. Все это привело к тому, что обеспечение общественной безопасности не чувствуется.
Есть несколько способов для решения этой проблемы. Первый - расширить низовые подразделения полиции, но на это нет денег. Второй - провести структурные реформы так, чтобы решить проблему в пределах того финансирования, которое есть сегодня. На это тоже, видимо, никто не готов. Третий вариант - привлечь граждан.
Давайте вернемся во времена Советского Союза, когда дружинники поддерживали порядок на улицах. Но надо понимать, что добровольные народные дружины в Советском Союзе появились в том момент, когда милиция в СССР как институт переживала хорошие времена. Поэтому впрямую смотреть на опыт прошлых лет не стоит.
Вообще привлечение граждан к сотрудничеству с полицией, участие граждан в деятельности по охране общественного порядка, достаточно известное направление во всем мире. Но строится немного на других принципах. Как правило, оно подразумевает достаточно сильную местную власть и участие граждан через консультации с полицией, через общественные сходы. С тем, чтобы конкретные отделы или подразделения полиции обеспечивали охрану в каком-нибудь населенном пункте на местном уровне так, как этого желают граждане. А не так, как хочется центру.
Добровольные народные дружины – это все-таки немножко другое. По сути, это гражданские люди в нашивках или в жилетах, которые будут ходить вместе с сотрудниками патрульно-постовой службы.
Какие здесь плюсы? Главное – это возможность смягчить некоторые конфликты между полицией и гражданами, потому что есть представители со стороны граждан - дружинники. Наличие гражданских лиц удерживает полицейских от каких-либо нарушений.
К сожалению, минусов в образовании народных дружинников больше, чем плюсов. Во-первых, кто войдет в эти дружины, и как они будут формироваться? Мы знаем по общественным советам МВД на местах или по наблюдательным комиссиям, которые в свое время формировались, чтобы смотреть за местами заключения граждан, что, как только там появляются люди, которые действительно пытаются что-то менять к лучшему для общества, они очень быстро покидают свои места.
Такая же ситуация возникнет в общественных объединениях дружинников. Конечно, будет региональная специфика. В одних местах - казаки, в других - православные активисты, в третьих просто активные граждане. Сформируются дружины или объединения, которые будут преследовать, прежде всего, свои цели. А не те, которые заложены в охране общественного порядка. Например, давайте возьмем район, в котором есть компактное проживание мигрантов. Местные жители недовольны и считают, что мигранты создают криминогенную обстановку. Сначала окажется, что привлечь граждан к охране общественного порядка – это решение проблемы. Получив какие-никакие властные полномочия, на первых порах они помогут навести порядок на улицах. Но скорее всего это будет сопряжено с определенной агрессией в сторону мигрантов. В итоге это подавит, спрячет проблему на время, но конфликтный потенциал будет копиться и потом рванет в обратную сторону.
Кроме того, создание народных добровольных дружин во многих местах будет формальным. Так как закон подразумевает, что за этих народных дружинников отвечают полицейские. Не думаю, что сотрудники полиции с радостью водрузят на себя еще какие-либо ответственности.
Через год будет понятно, во что выльется этот закон. Но ясно одно: для преодоления проблемы отсутствия общественной безопасности выбрано самое неэффективное решение.
Источник: КГИ