Объявленная с приходом министра Владимира Колокольцева очередная реформа МВД как системное начинание пока не поддается оценке. Работа в самом начале — «дорожная карта» опубликована, но как она изменится в пути от документа к конкретным мерам, предугадать сложно. Однако нельзя не отметить изменение некоторых направлений политики, общей манеры поведения руководства МВД.
До недавнего времени почти во всех случаях, когда сотрудники правоохранительных органов оказывались замешанными (или подозревались) в совершении преступлений (и особенно преступлений должностных), оказывалось, что на момент их совершения они только что покинули ряды МВД. Понятно, что за редчайшими исключениями сотрудников попросту увольняли задним числом, что наряду с прочим позволяло никак не наказывать непосредственных руководителей милицейских / полицейских преступников. Ведь формально к моменту совершения преступления руководитель уже не нес никакой ответственности за своего подчиненного, более того — сам проявил инициативу и избавился от неблагонадежного сотрудника.
В одном из недавних выступлений Колокольцев объявил о том, что существующая практика увольнений задним числом будет прекращена, и одновременно — о том, что руководители должны нести ответственность за своих подчиненных. Как это ни странно, мы уже можем наблюдать отдельные результаты этого нововведения. Так, когда недавно подозреваемыми по делу об убийстве стали сотрудники ОМВД Хруничево-Мневники, руководство ГУВД по Москве не только не пыталось сделать вид, что давно уже не знает этих людей, но и уволило ряд руководителей конкретного отдела МВД. Сам Колокольцев отмечал, что руководители не боятся таких наказаний, как выговор или лишение премии. Поэтому нужно применять те рычаги, которые действуют (увольнение), считает министр.
Это очень небольшой, скромный шаг на фоне общих проблем МВД — решение, которое следовало принять давным-давно. Однако нельзя забывать, что такие шаги являются непременной составляющей любой серьезной реформы. Одновременно с серьезной перестройкой структур, изменением системы стимулов и т.д. нужно избавляться от откровенно незаконных или абсурдных управленческих техник, особенно тех, которые негласно одобряемы во всей управленческой вертикали. Так, например, данное конкретное решение, если удастся добиться его повсеместного выполнения, дало бы сразу несколько позитивных результатов.
Во-первых, наконец возникнет более или менее внятная ответственность руководителя за поведение своих подчиненных, хотя бы в служебное время. Раньше руководитель ОВД был уверен, что даже если какие-то нелегальные, но широко распространенные техники работы его сотрудников (например, пытки) станут известны, то лично он скорее всего отделается выговором. Это позволяло более или менее спокойно относиться к конкретной практической работе низовых сотрудников, до тех пор пока они обеспечивали достижение требуемого результата.
Во-вторых, это позволяло самим сотрудникам надеяться, что их преступления будут квалифицированы настолько легко, насколько это возможно. Часто преступление, в реальности совершенное при исполнении, будет квалифицировано как совершенное на почве личной неприязни, т.е. частное дело сотрудника и пострадавшего: например, побои, полученные в ходе пыток подозреваемого с целью получения показаний, будут представлены как драка полицейского с потерпевшим, возникшая из-за того, что потерпевший словесно оскорбил полицейского.
В-третьих, сам сигнал, поступивший от министра, позволяет рассчитывать на постепенное возникновение более аккуратного отношения к закону и правам граждан со стороны полицейских.
Очевидно, что одних «малых дел» недостаточно. МВД нуждается в структурных реформах, в радикальном изменении многих технологий работы. Но такие небольшие изменения также полезны. Например, давно пора задуматься о том, чтобы запретить привлекать сотрудников следствия и оперативных служб к охране массовых мероприятий, освободить участковых от огромного количества абсурдных обязанностей, ввести, наконец, в УК понятие «пытки при исполнении» и т.д. и т.п. Таких небольших шагов может быть очень много, и, даже не решая проблему в корне, они будут способствовать улучшению работы отечественной полиции.
Отдельного комментария заслуживает тот факт, что новые требования были озвучены министром публично — не на закрытом совещании или ведомственной коллегии. Это шаг в направлении публичного и открытого общественного контроля над деятельностью МВД. Маленький и почти незаметный, но в нужном направлении.
Источник: Ведомости