В последние дни старого года российский премьер Владимир Путин несколько раз озвучивал предложения по ужесточению паспортно-регистрационного режима в России, в особенности в крупных городах. Начав с общих слов на встрече с болельщиками, на заседании Госсовета 27 декабря глава правительства говорил уже о конкретных мерах — таких как введение уголовной ответственности «за нарушение административного режима».
Давайте попробуем забыть о правовых сторонах проблемы — о 27-й статье Конституции, которая гарантирует свободу передвижения, о том, что существующая модель регистрации нарушает фундаментальный правовой принцип — выполнение обязанности (регистрация) требует доброй воли третьего лица (владельца жилья) и т.п. Вместо этого попробуем предположить, что именно могут сделать российские власти, реализуя пожелания премьера, как будет развиваться ситуация с учетом реальной практики правоохранителей и к чему это приведет. При этом оставим за скобками и проблему регистрации иностранных граждан, которая также поднималась на Госсовете, и поговорим о проблеме «иногородних». Мы не будем и задумываться о том, как именно, с точки зрения Путина, ужесточение регистрации поможет следователям не отпускать подозреваемых (а именно в этом, напомним, состояла суть претензий фанатов в связи с убийством Егора Свиридова). Об этом уже достаточно много написано. Мы просто признаем, что власти готовят новый «ассиметричный ответ» на события, и попробуем понять, во что это выльется. Сейчас ответственность за жизнь без прописки (юридически корректно — «регистрации по месту жительства или временного пребывания») устанавливается частью 1 статьи 19.15 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф по этой статье составляет от 1500 до 2500 рублей. Привлекать к административной ответственности по этой статье могут участковые уполномоченные милиции, начальники ОВД и руководители органов ФМС.
Однако на практике за последние годы за «отсутствие прописки» практически никого не ловят. У милиционеров нет ни коррупционных, ни служебных причин искать «лиц, не имеющих регистрации». Количество «нарушителей паспортно-регистрационного режима» не является одним из контрольных показателей, по которым отчитываются милиционеры. Если они поймают много «нарушителей», им не дадут премию. Если они не поймают ни одного — их не накажут. Таким образом, какие-либо формальные стимулы к тому, чтобы искать «нарушителей», попросту отсутствуют. То же самое касается неформальных или коррупционных стимулов. «Работа» по ст. 19.15 (нарушение паспортно-регистрационного режима), направленная на вымогательство взятки, требует довольно больших усилий и связана с серьезными рисками для милиционера. А именно: нужно найти человека, выслушать его рассказ о том, что он «только сегодня приехал», и т.п. Потом его нужно запугать и получить за это тысячу рублей (сумма взятки, как правило, должна быть ниже нижней границы суммы штрафа). Есть гораздо более простые и эффективные способы коррупционного вымогательства. Что же касается работников миграционной службы, которые тоже могли бы бороться с этими «страшными» правонарушениями, то их мало, и заняты они другими — гораздо более доходными — делами. Например, штраф с предприятия за привлечение мигранта-иностранца составляет от 250 000 до 800 000 рублей с каждого мигранта. Кому интересно ловить непрописанного россиянина за 1500 рублей с головы, если можно ловить трудоустроенного гражданина ближнего зарубежья за 800 000?
Итак, те, кто хочет ужесточить систему регистрации, могут предпринять меры двух типов. С одной стороны, можно поднять штрафы за нарушение правил прописки, можно даже где-нибудь в 32 главе УК, карающей за преступления против порядка управления, добавить новую статью. С другой стороны, можно заставить сотрудников правоохранительных органов серьезно взяться за поиск и привлечение к ответственности нарушителей паспортного режима.
С первой группой мер все понятно — чем «страшнее» будет наказание, тем сильнее будут коррупционные стимулы для сотрудников милиции. Никаких служебных стимулов у милиционеров не появится, но шантажировать человека штрафом в 100 000 гораздо интереснее, чем штрафом в 1000. Со второй группой мер все сложнее. Единственным способом заставлять правоохранительные органы работать, который известен нынешним властям, является введение соответствующей «палки», то есть добавление к отчетным показателям еще одного: он примерно будет звучать как «количество лиц, привлеченных к административной ответственности по ст. 19.15 КоАП». Это заставит милиционеров выявлять таких нарушителей и составлять протоколы о нарушениях. Ровно в том количестве, которое будет требоваться спущенным сверху «планом». Однако, как это будет происходить на практике? Милиционер будет реализовывать закон (то есть достигать своего планового показателя) наименее затратным способом — он будет искать тех, кого легче всего поймать, и тех, кто наименее защищен. В первую очередь, это будут все бездомные, оказавшиеся на подведомственной территории, которых будут привлекать к ответственности ежемесячно. Во вторую очередь, это одинокие приезжие, желательно работающие и желательно на низкооплачиваемых работах. Они никуда не убегут — вот место работы. С их помощью можно поднять показатель по собираемости штрафов, который будет проседать, потому что бездомные (лица БОМЖ на отечественном казенном языке) никаких штрафов платить не будут. В-третьих, это будут люди, для которых несколько тысяч в месяц не деньги и которых участковые будут ежемесячно обходить в их съемных квартирах, как это было в Москве на протяжении большей части 90-х. Все вместе они дадут благостную картинку всеобщего ужесточения и всеобщей подконтрольности.
Кого никак не коснется это ужесточение? Представителей диаспор — в первую очередь. Они почти всегда имеют одного или нескольких знакомых, которые согласны прописать у себя родственника или земляка. Милиционеры не любят конфликтовать с ними по пустякам, считая это «себе дороже» и т.д. Это не коснется всевозможных «студентов» и просто людей, которые выглядят как потенциальные скандалисты, — таких нормальный милиционер тоже не очень любит привлекать к ответственности. По итогам шумной кампании мы получим дополнительное притеснение наименее защищенных социальных групп и дополнительный источник коррупционных доходов для милиции. Однако, никаких результатов на ниве антиконституционной борьбы с «иногородними» достигнуто не будет.
Источник: Свободная Среда