Сегодня Государственная дума по первоначальному плану должна была рассматривать во втором чтении пакет президентских законов о создании Следственного комитета РФ. Однако вопрос был отложен на 21 декабря, и у законодателей появилось время для дополнительной работы над этими документами. А продолжение доработки, несомненно, необходимо: благодаря материалу постоянного автора Право.Ru, сотрудника Института проблем правоприменения Дениса Примакова, можно увидеть еще один аспект, на который законодателям следует обратить внимание. Он взглянул на российских следователей, отпочковавшихся от прокуратуры, и самих прокуроров через призму профессиональных требований, которые предъявляются к их коллегам в других странах мира.
Франция
Во Франции сотрудники прокуратуры несмотря на то, что они относятся к министерству юстиции, обладают вместе с судьями единым статусом – магистрата. Они называются "магистратами-прокурорами", "паркетными магистратами" или "стоящими судьями", потому что они всегда выступают стоя. Претенденты на судейские и прокурорские должности проходят обязательное трехлетнее обучение в École National de la Magistrature во Франции, которая была основана в 1959 в Бордо как Национальный центр судебных исследований и преобразована в 1972 г. в Национальную школу правосудия. Поэтому к прокурорам предъявляются те же требования, что и к судьям: степень магистра по праву и 3-летнее обучение в Школе магистров с прохождением по окончании экзамена.
Испания и Италия
В Испании, других испаноязычных стран и Италии изначально существовали аналогичные требования. Однако после реформы 1994 г. в Испании срок обучения в Школе правосудия (Centro de Estudios Jurídicos de la Administración de Justicia или CEJAJ) сократился до одного года. А претендент на должность генерального прокурора должен обладать не менее чем 15 годами юридического стажа, а также степенью доктора по праву.
Восточная Европа
Во многих постсоциалистических странах к прокурорским должностям предъявляются весьма высокие требования: степень магистра права и прохождение квалификационного экзамена – обязательный перечень. В некоторых странах, как например, в Болгарии, Латвии и Польше, дополнительным требованием к должности является прохождения годичной стажировки в органах прокуратуры, а в Чехии – 3 года юридического стажа. Самое интересное: в Литве, Словакии и Польше, чтобы иметь право занять пост генерального прокурора, необходимо отработать в судейской должности не менее трех, пяти и десяти лет соответственно.
США и Канада
В странах общего права прокуратура входит в состав Минюста, однако истрория самой фигуры прокурора идет от того факта, что английская корона нанимала хороших адвокатов (первоначально barristers, затем из их числа образовалась группа attorney-general) для защиты государственных интересов. И сейчас в США и в Канаде, например, прокуроров набирают путем открытия вакансий для опытных адвокатов, которые имеют степень по праву, отработали 3 года помощником адвоката, получили адвокатский статус (Bar) и не менее года работали в качестве адвоката.
Россия
Таким образом, во многих развитых странах, кроме России, прокурор, если и не равняется по компетенции и статусу судье (как в Болгарии, Франции, Испании), то, по крайней мере, соответствует самым высоким профессиональным требованиям к этой должности. Это абсолютно рациональное требование, так как надлежащий надзор способен осуществлять только тот, кто разбирается в предмете надзора, а расследовать дело так, чтобы раскрыть преступление и восстановить социальную справедливость может только человек, наделенный знаниями на порядок выше, чем преступник.
В России проблема компетентности следователей и прокуроров возникает почти каждый раз, когда на стадии следствия или в судебном процессе решается вопрос о точной квалификации преступления и о назначении наказания. А ведь от этого зависит надлежащее соблюдение прав и свобод не только обвиняемого, но и потерпевшего. Но законодательство не требует от прокуроров и следователей стремиться к высокому уровню профессиональной компетентности. Положения ч.1 ст.16 законопроекта о Следственном комитете, в которой сформулированы требования, предъявляемые к гражданам РФ, назначаемым на должности руководителей следственных органов СК и следователей, полностью совпадают с перечнем требования к прокурорам (ст. 40.1 ФЗ "О прокуратуре"). Претендентам на работу в органах прокуратуры и СК даже не надо сдавать квалификационный экзамен, в отличие, например, от адвокатов и судей. Их уровень познаний в цивилистике оставляет желать лучшего, а ведь прокуроры, кроме уголовного процесса, участвуют и в гражданском (ст. 45 ГПК РФ) и в арбитражном (ст. 52 АПК РФ) процесах. Более того, в исключительных случаях на службу в прокуратуру и СК могут приниматься студенты, окончившие 3 курс, то есть не обладающие законченным высшим юридическим образованием. О каком качественном следствии или надзоре может идти речь?
Пока законопроект о Следственном комитете РФ не стал Федеральным законом, желательно внести в него положения о том, что к кандадитам на замещение должонстей в нем должны предъявляться требования хотя бы о полном высшем юридическом образовании. Еще лучше — об оконченной степени магистра права, ведь предмет по особенностям квалификаций преступлений читают именно магистрам. Тогда защита прав и законных интересов человека и общества станет более профессиональной и полной. (Pravo.ru)