В России обсуждается необходимость реформы МВД. Как свидетельствует международный опыт, ключевыми темами для реформы такого рода всегда оказываются проблемы численности силовых структур и объемов их финансирования: небольшие, но хорошо обеспеченные материальными средствами силовые структуры, судя по всему, являются наилучшим вариантом.
Подходит ли этот рецепт для постсоциалистических стран? Для того чтобы определить, какой путь реформирования является оптимальным в данном регионе, следует обратиться к опыту аналогичных стран, которые уже проводили такие реформы. Институт проблем правоприменения проанализировал опыт постсоциалистических стран с точки зрения соотношения относительной численности (на 100000 жителей) силовиков, их удельного (на одного сотрудника) финансирования, с одной стороны, и качества бизнес-среды и уровня правовой защиты населения — с другой.
Анализ статистики показал, что там, где затраты на силовые структуры в расчете на одного сотрудника правоохранительных органов выше, ситуация выглядит существенно лучше (самые высокие расходы на одного сотрудника в Чехии — $77414, в России более чем в три раза меньше — $23875). Верно и то, что ситуация заметно лучше именно там, где численность силовых структур в расчете на 100000 жителей относительно невелика. Получается, что низкая численность силовиков так же важна для повышения качества политического режима, как и высокая оплата. Многочисленные силовые структуры, даже если их сотрудники хорошо оплачиваемы, начинают отрицательно влиять на качество бизнес-среды и верховенство закона в обществе. Объяснение, видимо, в том, что в этой ситуации правоохранители начинают брать на себя несвойственные им функции, работать на поддержание собственной численности, и, соответственно, их собственные действия скорее ухудшают, чем улучшают ситуацию. Самая низкая в регионе численность силовиков относительно населения наблюдается в Польше (328,3 человека на 100000).
Однако на постсоветском пространстве есть группа стран, для которой зависимость качества силовых структур от численности и финансирования радикально отличается от общемировой. Это страны с высокой долей экспорта энергоносителей в национальной экономике, к которым относится и Россия. В этих странах сохраняется отрицательная зависимость эффективности силовых структур от их численности. Но важно другое. Рост удельного (на одного сотрудника) финансирования перестает играть свою положительную роль, более того, на качество политического режима он влияет отрицательно. Другими словами, снижение численности силовых структур будет положительно влиять на уровень правовой защиты и качество деловой среды, но вот повышение удельного финансирования окажется контрпродуктивным.
В ситуации, когда средства, необходимые для содержания милиции, изымаются не у налогоплательщиков, а черпаются преимущественно в сырьевой ренте, повышение уровня финансирования не приводит к повышению контроля полицейских сил со стороны общества. Если мы удвоим расходы на милицию в стране, где государство живет на налоги граждан, за деньгами будет общественный контроль и от вложенных средств будет хоть какой-то толк. Не случайно именно в кризис в России стали так много говорить о реформе МВД. В случае же когда средства получаются не от налогов граждан и малого бизнеса, а из сырьевой ренты, у сотрудников силовых структур нет достаточных стимулов повышать качество работы за счет дополнительных средств. Они продолжат работать так же, как раньше, за вдвое большую зарплату и на лучшей технике и станут поэтому еще менее зависимы от общества, чем были до того. Соответственно, увеличение расходов на каждого силовика в случае России отнюдь не первостепенная цель, до этого надо еще дорасти.
А вот радикальное сокращение численности — это ключевая задача, которую можно решить реформой МВД. В выборке из 15 стран Россия занимает почетное второе место по численности полицейских сил на 100000 жителей (975,7 человека), пропуская вперед только Белоруссию (1441,6) и в полтора раза превышая средние показатели (637,9). До тех пор пока в России не будет радикально сокращена численность силовых структур, что заставит их отказаться от не свойственных им и излишних функций, увеличение зарплат работникам правоохранительных органов будет лишь социальным проектом, который не гарантирует повышения качества работы правоохранителей.
Источник: Ведомости