Перед каждым новым годом мы рассказываем о состоянии регулирования в России. 2022 для страны и мира стал годом тяжелых испытаний и трагедий. Поэтому даже в такой бюрократической сфере, как контроль и надзор, произошли серьезные изменения.
Правительство РФ постаралось ответить на шок февраля 2022 г. снижением административной нагрузки на бизнес. В итоге количество плановых и внеплановых проверок упало вдвое и находится на минимальном значении за 12 лет наших наблюдений (355 тыс. за 11 месяцев).
Но на смену проверкам пришли другие профилактические мероприятия, их в стране прошло 1,6 млн — в четыре раза больше, чем проверок.
Наибольшее внимание Россия уделяет сфере образования. На образовательные организации пришлось более 60% всех плановых проверок, 16,4% — внеплановых, и 13,5% — профилактических мероприятий. Можно предположить, что это происходит потому, что школы — «легкий» объект проверки для госорганов.
С 2016 г. реформаторы продвигают риск-ориентированный подход к проверкам. Суть идеи в том, что все поднадзорные организации страны разделят на классы опасности и будут в первую очередь проверять те, где риски наиболее высоки. Эта идея за 8 лет не нашла поддержки в ведомствах. На практике в 2022 г. 2/3 всех организаций с наивысшем классом опасности — это не нефтеперерабатывающие заводы и атомные электростанции, а школы и детские сады. У Роспотребнадзора практически все высокорискованные объекты — это образовательные учреждения. А Роструд не присвоил 88% проверенных организаций никакой категории риска.
В следующем году мы ожидаем еще большего снижения проверочной деятельности, т.к. правительство исключило из планов проверок школы и дошкольные организации. Однако на смену им придут профилактические мероприятия. Пока не ясно, не произойдет ли простой смены названия и «перетекания» административного давления из проверок в профилактические мероприятия.
Подробнее об этом читайте в тексте аналитического отчета.