В газете «Ведомости» вышла колонка научного руководителя ИПП Вадима Волкова, посвященная качеству образования в современных школах подготовки судей. В статье автор анализирует качество инвестиций в кадры для современной судебной системы, предлагая свое видение ситуации.
Социолог Вадим Волков о том, как качество образования определяет место и роль судейского корпуса в обществе.
Прототипом многих современных школ подготовки судей служит французская Ecole Nationale de la Magistrature (ENM)– Национальная школа магистратуры в Бордо, созданная в 1959 г. Главная идея таких школ состоит в том, что если судьи – это отдельная власть и престижная профессия, то она требует отдельной и тщательной подготовки. ENM готовит как судей, так и прокуроров, причем каждый выпускник должен быть способен занять любую должность на всех уровнях и специализациях (всего их восемь). Мотивация к обучению создается самим фактом зависимости назначения от результатов обучения, причем первые в выпускном рейтинге выбирают место работы из списка, предложенного министерством юстиции; последним достается, что осталось.
Прием в ENM идет тремя квотами: для абитуриентов без опыта работы (большинство), для госслужащих и для работников частного сектора. Конкурс – от 10 до 30 человек на место. Юридическое образование не обязательно, но вступительные экзамены затрагивают все отрасли права и сложность их такова, что тот, кто успешно справился, может быть признан ipso facto прекрасно знающим право. На деле, конечно, профан или человек со слабой юридической подготовкой просто не сунется сдавать такие экзамены. Первая стадия – квалификационные экзамены, где как раз отсеивают всех, кто недостаточно знает право, а вторая стадия – собственно вступительные экзамены, призванные уже выявить самых талантливых и умных. Для этого на обеих стадиях используются все возможные методы – от тестов до письменных сочинений и от решения кейсов до собеседований и командных решений проблем. Параллельно абитуриентов проверяют на чистоту биографии, запрашивая справки из префектуры и местной полиции. На вступительные экзамены уходит более четырех месяцев. Перенося основные усилия на отбор на входе, ENM может себе позволить оказывать полное доверие тем, кто этот отбор прошел.
Отобрав примерно 350 самых достойных из более чем 3000 претендентов, государство инвестирует в них серьезные ресурсы. Это 31 месяц обучения, стипендия (1934 евро в месяц) и статус госслужащего. При этом, если выпускник откажется работать судьей или прокурором, он должен будет возместить расходы на свое обучение в пределах оговоренной суммы.
В ENM не учат праву. Там учат его применять в роли судьи и прокурора, отправлять судейскую власть – всего 13 навыков, которые должен освоить выпускник. Среди них такие очевидные, как умение вести процесс, применять нормы права или обосновывать решение, но не менее важны и практическое применение судебной этики, умение вести дело к примирению, коммуникация с представителями разных социальных групп, применение здравого смысла и учет контекста, менеджмент суда. Обучение этике строится на моделировании практических ситуаций («может ли судья пойти в ресторан с адвокатом» или «как комментировать вот это дело для прессы»). Будущему судье также дают знания по экономике и современному обществу, чтобы он понимал проблемы тех групп, с которыми будет иметь дело.
Однако из 31 месяца обучение составляет только семь, а остальное – практика. Ее ядро, конечно, суды различного уровня, а также прокуратура. Но почти треть этой практики проходит в адвокатуре, исправительных учреждениях, службе судебных приставов, инспекции по делам несовершеннолетних. Юридическая профессия едина – и будущий судья должен хорошо знать роли и работу других юристов. Отправляя людей в места лишения свободы, он должен понимать, на что их обрекает; принимая решение, он должен реалистично оценивать шансы его исполнимости.
Преподают в ENM преимущественно бывшие или действующие судьи и прокуроры (командированные туда на 3–6 лет), сами выпускники этой школы. Но выпускные экзамены принимают не они, а специальная внешняя комиссия, дабы не было предвзятости. Итогом являются сводный балл за все обучение и место в рейтинге. В случае провала на экзамене у слушателя есть шанс пройти курс повторно.
Даже этот минимум информации дает представление о том, каковы инвестиции в кадры для современной судебной системы и чем определяется действительный статус судьи в обществе. Для сравнения: более 70% из вновь назначаемых судей в России имеют опыт работы в аппарате суда (секретарями или помощниками), причем для 56% из них этот «юридический» опыт – единственный. После назначения судьи проходят обучение в Российском государственном университете правосудия в течение двух или трех недель (программа рассчитана на 300 часов). Россия – единственная страна, которая совместила профессию судьи и судебного клерка, но продолжает почему-то настаивать на уважении ее судебных институтов.
Источник: Ведомости, Extra Jus.