Институт проблем правоприменения

eulogo

  • Главная
  • Хроника
  • О нас
  • Направления исследований
  • Продукты
  • Контакты
  • RU
  • EN

Ирина Четверикова. Ведомости, Extra Jus: Социально-уголовное регулирование

Ирина Четверикова. Ведомости, Extra Jus: Социально-уголовное ... Image 1

В газете «Ведомости» вышла колонка социолога и младшего научного сотрудника ИПП Ирины Четвериковой, посвященная закону о декриминализации побоев в семье, совершенных впервые. В статье автор анализирует последствия принятия такого нормативного акта для потерпевших от насильственных действий партнера или родственника, а также предлагает возможные пути решения проблемы.

Социолог Ирина Четверикова об убогости государственной политики по предотвращению семейного насилия.

Итак, Государственная дума приняла, а Совет Федерации одобрил закон о декриминализации побоев в семье, совершенных впервые. Побоями считаются удары, порезы и иные действия, причиняющие физическую боль. От таких действий могут появиться ссадины, гематомы, ожоги, но они не влекут кратковременное расстройство здоровья или утрату работоспособности. Обсуждение законопроекта в Госдуме и последующее голосование показало, что на уровне уголовной политики государства домашнее насилие не рассматривается как социальная проблема и даже, наоборот, может быть признано чуть ли не нормой семейных отношений. Однако на практике декриминализация семейных побоев мало что меняет.

Проблема с эффективностью мер по защите потерпевших от насильственных действий партнера или родственника начинается еще на стадии подачи заявления в полицию. Любой специалист, работающий с потерпевшими от насилия в семье, – психолог, социальный работник, правозащитник – может подтвердить тот факт, что полицейские (обычно участковые) не стремятся принимать заявления у потерпевших о побоях и всячески их от этого отговаривают. До декриминализации побои в семье подпадали под ч. 1 ст. 116 УК, по которой возбудить уголовное дело возможно только по заявлению потерпевшего, но также по заявлению потерпевшего это дело можно и прекратить в любой момент. Со слов участковых, в случае семейного насилия потерпевшие забирают заявления или примиряются в суде более чем в половине дел, направленных в суд. Для участковых это означает ухудшение показателей, а также то, что работа была проделана впустую. При этом потерпевшие от побоев могут обратиться с заявлением в мировой суд напрямую, однако система устроена так, что без квалифицированной юридической помощи шансы на успех невелики.

Но даже если все барьеры на пути к судебному производству будут преодолены, рассмотрение дела никак не поможет потерпевшей (как правило, это женщины) в защите себя и детей от агрессора. Предыдущая редакция ч. 1 ст. 116 УК предусматривала в качестве наиболее серьезного наказания лишение свободы, однако эта редакция действовала с июля 2016 г. всего полгода. До этого судья мог максимально наказать виновного тремя месяцами ареста – вид наказания, который в настоящий момент не применяется на практике. В распоряжении судьи остаются различного рода денежные взыскания и обязательные (общественные) работы.

Первичные данные обо всех подсудимых за 2009–2013 гг., имеющиеся у Института проблем правоприменения, а также тексты приговоров показывают, что 70% осужденных за побои, когда в конфликте участвовали супруги или дети, приговаривались к денежным взысканиям, а оставшиеся 30% – к обязательным работам. Таким образом, даже если агрессор будет осужден за побои, то скорее всего наказание ляжет на семейный бюджет и еще больше усугубит ситуацию. Перевод побоев, совершенных впервые, в категорию административных правонарушений принципиально ничего не меняет – за такое нарушение виновного ждет штраф, обязательные работы или административный арест до 15 суток. Возможно, применение судьями ареста в случае семейного насилия окажет небольшой положительный эффект – арест агрессора на 15 суток может дать потерпевшей передышку и время на сбор вещей.

Однако использование репрессивных мер, связанных с изоляцией в административном или уголовном порядке, само по себе не является эффективным средством противодействия насилию в семье. Чтобы защитить потерпевших и помочь им избавиться от зависимого положения, в первую очередь нужна инфраструктура – кризисные центры, убежища, психологическое консультирование и бесплатная юридическая помощь. Помимо этого необходимы гражданско-правовые средства защиты. Одним из таких средств является запретительный судебный приказ. В приказе судья может запретить лицу, склонному к насилию, контактировать с потерпевшей, посещать ее место работы или место жительства, а также детский сад либо школу, куда ходят дети. Предполагается, что потерпевшие могут обратиться в суд за таким приказом в любой момент независимо от наличия уголовного дела. Помимо запретительного судебного приказа потерпевшие могут просить суд о временном выселении партнера или родственника, совершившего насилие в семье, из общего с пострадавшим жилого помещения, о предоставлении временного социального жилья, о временном приостановлении прав на общение с детьми и других мерах по защите себя и детей.

Это только часть возможных мер, которые нужно обсуждать, а затем принимать в качестве государственной политики по предотвращению семейного насилия. Однако российский законодатель предпочитает постоянное редактирование Уголовного кодекса без какого-либо понимания реальных последствий.

Источник: Ведомости,Extra Jus.

Меню раздела

  • Анонсы
  • Новости
  • Публикации сотрудников в СМИ
  • Комментарии в СМИ
  • СМИ об ИПП
  • Мероприятия ИПП
Атлас прецедента
Аналитический отчет «Контроль и надзор»
Российская база бухгалтерской отчетности

Вакансии

Программа повышения квалификации

X Школа
«Эмпирическое правоведение»

Все наши образовательные проекты

Анонсы

Открыт набор на программы повышения квалификации
17.02.2025

Тэги

  • судебные решения
  • социология права
  • правоприменение
  • статус
  • статистика
  • реформа
  • реформа полиции
  • открытость
  • уголовное следствие
  • криминальная статистика
  • арбитраж
  • сравнительное правоведение
  • компаративистика
  • профессия
  • эффективность
  • экономическая преступность
  • уголовный процесс
  • прокуратура
  • закон
  • судья
  • правоохранительные органы
  • бизнес
  • оппозиция
  • отчетность
  • экономика
  • общественная дискуссия
  • реформа судебной системы
  • изменения в законодательстве
  • законодательная активность
  • адвокат
© 2009-2025 «Институт проблем правоприменения»
Тел. (812) 386 76 12
E-mail: ipp@eu.spb.ru
Телеграм

Наш имидж-пакет Вы можете скачать здесь

Политика АНООВО «ЕУСПб» в отношении обработки персональных данных