Реформы Дмитрия Медведева не повлияли на то, как правоохранительные органы и суды преследуют предпринимателей. Ситуация изменилась только благодаря общим либеральным реформам, считают эксперты.
Общая либерализация
При президенте Дмитрии Медведеве не удалось создать особый правовой статус для предпринимателей, а число подсудимых по экономическим делам снизилось по всем социальным группам благодаря общим либеральным реформам уголовного законодательства. Такие выводы содержатся в докладе Института проблем правоприменения (ИПП) «Уроки либерализации: отправление правосудия по уголовным делам в экономической сфере в 2009–2013 годах» (есть у РБК). Как отмечается в тексте, снижение количества осужденных не связано с основными нововведениями, которые зависели от наличия статуса предпринимателя.
ИПП при Европейском университете в Санкт-Петербурге изучает судебную статистику и правоприменение. Институт также занимается разработкой реформ: например, в 2013 году совместно с Комитетом гражданских инициатив бывшего министра финансов Алексея Кудрина ИПП предложил упразднить Следственный комитет, ФСКН и МВД, создав муниципальную, региональную и федеральную полицию.
Доклад подготовила младший научный сотрудник института Ирина Четверикова. Анализ проводился на основе информации о судебных процессах за 2009–2013 годы. «В исследовании использовались дезагрегированные данные, то есть не сводная информация, а данные о каждом подсудимом. Это позволяет сопоставлять конкретные случаи и делать выводы о тенденциях», — отмечается в тексте. Массив информации содержит сведения о социальных характеристиках подсудимых, особенностях квалификации преступлений и расследовании дел.
«На основе сведений о социальном и должностном положении подсудимых мы выделили группу предпринимателей — собственников или руководителей предприятий и других коммерческих компаний, глав крестьянско-фермерских хозяйств, а также индивидуальных предпринимателей. Для сравнения была сформирована группа экономически активных — от рабочих до государственных служащих, а также группа безработных, включая тех, кто не зарегистрирован на бирже труда», — подчеркивает Четверикова.
Подсудимые и осужденные
Точкой отсечения для доклада стали реформы Медведева: отмена нижних и снижение максимальных сроков заключения, распространение альтернативных видов наказания, декриминализация лжепредпринимательства и контрабанды.
«За период реформ количество подсудимых по экономическим делам значительно снизилось», — говорится в исследовании. В начале президентского срока Медведева число фигурантов по экономическим делам составляло 60 тыс. человек, из них 6,7 тыс. — предприниматели. К 2013 году эта цифра сократилась до 41 тыс., 4,1 тыс. — предприниматели. Процент оправдательных приговоров не превышает 1%.
Количество предпринимателей, осужденных за экономические преступления, снизилось с 5 тыс. человек в 2009 году до 3 тыс. в 2013 году. «Доля осужденных среди предпринимателей, представших перед судом как до, так и после реформ, составляла схожие 75–76%. Соответственно, основной вклад в снижение количества осужденных предпринимателей внесло уменьшение количества подсудимых. Более того, также снизилось количество осужденных за экономические преступления из других социальных групп», — уверены в ИПП. По мнению экспертов, из этого следует, что снижение количества осужденных предпринимателей и других осужденных по экономическим делам имеет общие причины.
Важным изменением стало уменьшение доли приговоров к реальному лишению свободы. Вместо этого судьи стали чаще назначать альтернативные виды наказаний — штрафы и исправительные работы. Но такая практика затронула скорее безработных и экономически активных обвиняемых, а доля приговоренных к реальному лишению свободы среди предпринимателей осталась примерно такой же, как в дореформенный период, подчеркивается в докладе.
Снизились сроки по экономическим делам: в 2009 году медианный показатель (половина сроков больше этого значения, а другая половина меньше) был четыре года, в 2013 году — 3,3 года. «Дело в том, что до реформ безработные и экономически активные осужденные за экономические преступления получали более мягкие приговоры в части сроков реального лишения свободы, чем предприниматели», — утверждается в докладе. После реформ Медведева предпринимателей стали наказывать так же, как и остальных.
Без особых мер
«Анализ динамики судебных решений показывает, что смягчение в большей степени обязано общей либерализации уголовного закона, чем особым мерам в отношении предпринимателей», — резюмируется в докладе. Четверикова отмечает: в исследованных данных не удалось найти подтверждения того, что «практика заключения под стражу предпринимателей по экономическим делам значительно поменялась».
Сработали только точечные меры, например конкретизация незаконного предпринимательства, объяснила Четверикова в разговоре с РБК: после изменений количество обвиняемых по этой статье значительно упало.
«Практика привлечения к уголовной ответственности изменяется по не зависящим от конкретных законодательных инициатив причинам», — отметила эксперт. Изменение Уголовного кодекса под конкретную задачу редко приводит к изменениям на практике. А законодательные инициативы часто игнорируют имеющуюся правоприменительную практику.
Источник: РБК.