Антикоррупционный центр «Трансперенси Интернешнл – Р» в Санкт-Петербурге провел 17 февраля заседание дискуссионного клуба, посвященное работе правоохранительных органов. Главным спикером стала Мария Шклярук, научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете.
Мария Шклярук – один из соавторов недавнего исследования криминальной статистики России, проведенного при участии Центра «Трансперенси Интернешнл – Р». Кроме того, она участвовала в разработке Концепции реформы правоохранительных органов, подготовленной Институтом проблем правоприменения.
Мария Шклярук обратила внимание собравшихся на отсутствие адекватной картины преступности в стране. Причина этого явления в фальсификациях статистики под заданные показатели. Хотя в России регистрируется в разы меньше преступлений, чем в странах Европы и США, основная масса дел, дошедших до суда,– это простые дела с признательными показаниями подозреваемых.
Официально реформа МВД завершилась в 2011 году. Однако «несмотря на заверения полицейского начальства в том, что ‘палочная’ система (то есть целевой показатель по количеству раскрытых преступлений) отменена, рядовые сотрудники по-прежнему испытывают на себе избыточный контроль центрального аппарата, – рассказала Шклярук. – Начальники транслируют: чего и сколько нужно сделать. Например, в отчетах местных участковых перед беспорядками в Бирюлево в 2011 году на первом месте по выявлению стоял переход улицы в неположенном месте, на втором – бытовые побои. После эксцессов тут же возникает разнарядка – вести работу по мигрантам. Рисуются очередные показатели, которые полицейские любой ценой пытаются улучшить».
По мнению эксперта, эффективно бороться против должностных преступлений в правоохранительной системе поможет новое независимое антикоррупционное ведомство. Сотрудники этого ведомства должны наниматься по временным контрактам на три года.
Кроме того, полагает Мария Шклярук, МВД следует избавить от непрофильных функций, например, правонарушениями несовершеннолетних должны заниматься органы опеки, а вневедомственной охраной – частные фирмы. Новой муниципальной полиции можно поручить патрулирование и пресечение нарушений, но не возбуждение уголовных дел.
Ответственными за реформу не должны быть сами реформируемые ведомства. Альтернативой такому подходу является создание независимой комиссии по реформе.
Популистская мера «уволить всех полицейских и нанять новых», по мнению социолога, не сработает: «На уровень коррупции в стране никак не влияет, проведена в ней люстрация или нет. Эта мера нужна, чтобы создать у общества доверие к новой системе, но применяется она, когда общество уже с вилами требует люстрации, и ничего другого не остается. Необходимо устранять причины, а не последствия, грамотно менять систему стимулов, а не отдельных сотрудников. Например, повышение зарплат сотрудников правоохранительных органов в сегодняшних условиях – это лишь повышение порога взятки».
Источник: сайт Центра Трансперенси Интернешнл - Р