Институт проблем правоприменения

eulogo

  • Главная
  • Хроника
  • О нас
  • Направления исследований
  • Продукты
  • Контакты
  • RU
  • EN

Вадим Волков. Ведомости, Extra Jus: Проблемы судейского самоуправления / Навстречу съезду судей

Вадим Волков. Ведомости, Extra Jus: Проблемы судейского само ... Image 1

Возможно, ключ к совершенствованию судебной системы лежит в последовательном разделении функций самоуправления и администрирования.

Менее чем через две недели начнет работу Всероссийский съезд судей, который по закону является высшим органом судейского сообщества.

Судебную власть в России отправляют более 30000 судей, разделенных на несколько судебных подсистем. Они одновременно являются и профессиональным сообществом, и совокупностью организаций, выстроенных по принципу иерархического подчинения. Это две принципиально разные реальности, две функции. С помощью органов судейского сообщества реализуется (или должно реализовываться) самоуправление, от которого зависит автономия и независимость судей и судебной власти в целом. С помощью иерархической организации, воплощением которой является институт председателей судов, должна обеспечиваться работоспособность системы. Соотношение горизонтальных механизмов самоуправления и административной вертикали может многое сказать о современном состоянии судебной системы.

За весь постсоветский период было выбрано шесть составов Совета судей РФ. Если в первом составе 1991 г. было 24 рядовых судьи общей юрисдикции против 59 председателей судов и судей Верховного суда РФ, то в 2000 г. это соотношение стало 16 к 70, а в последнем, шестом составе 2008 г., — 11 к 93. Рядовых судей арбитражных судов в составе Совета судей РФ 1993 г. было восемь, а председателей этих судов — семь. В действующем составе Совета судей рядовых арбитражных судей нет совсем.

Доля председателей судов субъектов Федерации и их заместителей (общая юрисдикция) составляет 1,1% от соответствующего судейского корпуса, но их представительство в Совете судей сейчас составляет 77%. Этот простой подсчет говорит нам о том, что органы судейского сообщества стали, по сути, дополнением к институту председателей, а Совет судей РФ фактически стал советом председателей судов субъектов Федерации.

Председатели судов, напомним, сильно отличаются от большинства судей. Среди них гораздо более высокая доля судей, вступивших в должность в советское время, больше мужчин, выходцев из прокуратуры, а их возраст, соответственно, значительно выше среднего по профессии. Возможно, для роли председателей, где требуются административные навыки и опыт, это нормально, хотя действительная роль председателей в российской судебной системе выходит далеко за рамки тех полномочий, которые прописаны в законе «О статусе судей». Но их доминирование в органах судейского самоуправления, которые должны адекватно представлять все профессиональное сообщество, а не только его административную вертикаль, трудно поддается обоснованию. Это как если бы 95% совета трудового коллектива большого предприятия составляло его руководство.

Можно возразить, что в советы судей должны выбираться наиболее активные и авторитетные судьи, а это и есть председатели. А большинство рядовых судей настолько загружены, что не могут и не хотят заниматься самоуправлением. В этом может быть доля правды, но примерно такая же, как в рассуждениях о том, что доминирование государства объясняется слабостью гражданского общества, а не наоборот. На деле это всегда взаимно обусловленная динамика, где навыки горизонтального самоуправления развиваются тогда, когда сфера самоуправления четко отделена от вертикального администрирования.

Чтобы выполнять свои прямые функции, сообщество судей должно быть устойчиво к внешним вмешательствам и способно самостоятельно поддерживать профессиональные стандарты. Сегодня оно во многом автономно от общества, но при этом ему свойственны те же проблемы, что и российскому обществу в целом. Возможно, — и это по понятным причинам рассуждение в жанре «советов постороннего» — ключ к дальнейшему совершенствованию судебной системы лежит в последовательном разделении функций самоуправления и администрирования.

Источник: Ведомости.ру

Меню раздела

  • Анонсы
  • Новости
  • Публикации сотрудников в СМИ
  • Комментарии в СМИ
  • СМИ об ИПП
  • Мероприятия ИПП
Атлас прецедента
Аналитический отчет «Контроль и надзор»

Вакансии

Программа повышения квалификации

X Школа
«Эмпирическое правоведение»

Анонсы

Открыт набор на программы повышения квалификации
23.12.2024

Тэги

  • судебные решения
  • социология права
  • правоприменение
  • статус
  • статистика
  • реформа
  • реформа полиции
  • открытость
  • уголовное следствие
  • криминальная статистика
  • арбитраж
  • сравнительное правоведение
  • компаративистика
  • профессия
  • эффективность
  • экономическая преступность
  • уголовный процесс
  • прокуратура
  • закон
  • судья
  • правоохранительные органы
  • бизнес
  • оппозиция
  • отчетность
  • экономика
  • общественная дискуссия
  • реформа судебной системы
  • изменения в законодательстве
  • законодательная активность
  • адвокат
© 2009-2025 «Институт проблем правоприменения»
Тел. (812) 386 76 12
E-mail: ipp@eu.spb.ru
Телеграм

Наш имидж-пакет Вы можете скачать здесь

Политика АНООВО «ЕУСПб» в отношении обработки персональных данных