20 сентября в Общественной палате РФ состоялся круглый стол на тему "Современные коммуникации и открытость судебной системы".
Научный сотрудник ИПП Михаил Поздняков принял участие в обсуждении заявленных вопросов. Мнение о проведенном мероприятии и результатах дискуссии - ниже, в комментарии Михаила Позднякова.
Никто не отрицает того факта, что открытость правосудия является одним из фундаментальных принципов. Длительное обсуждение этого принципа завершилось принятием Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (далее ФЗ-262 или Закон), который более двух с половиной лет находился на рассмотрении в Госдуме РФ. В связи с масштабностью предлагаемых реформ, была предусмотрена полуторагодовая отсрочка вступления Закона в силу (01.07.2010). Сейчас, по прошествии года действия Закона, можно детально рассмотреть проблемные вопросы.
Наибольшие ожидания были связаны с реализацией п. «г» ч. 2 ст. 14 ФЗ-262, который предусматривает размещение судебных актов в сети Интернет. Широкий доступ к судебной практике является одним из центральных условий судебной реформы. Это прекрасный путь к достижению единообразия судебной практики, а также возможность наиболее полно использовать потенциал научного сообщества. Практика применения Закона в части размещения судебных актов на сайтах судов показала, что отсутствует оптимальное сочетание между принципом публичности судебного разбирательства и толкованием пределов доступа к персональным данным.
Наибольшее число вопросов вызывает положение ч. 3 ст. 15 ФЗ-262, в котором указано, что в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из судебных актов исключаются персональные данные (кроме фамилии и инициалов основных участников процесса). При этом сам закон не содержит указаний на полноту необходимого изъятия данных из судебных актов.
Формирование автономного блока правовых норм, не связанных с процессуальными, позволило распространить на результаты открытого судебного разбирательства положения об охране персональных данных. Так, помимо расширения списка дел, не подлежащих опубликованию в сети Интернет, произошло формирование правила, позволяющего исключать из опубликованных судебных актов практически любую информацию. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные — это любая информация, относящаяся прямо или косвенно к физическому лицу.
Специфика судебного разбирательства заключается в том, что каждый судебный акт, будучи актом индивидуального правоприменения, насыщен анализом конкретных обстоятельств, которые всегда имеют отношение к личности истца, заявителя, обвиняемого, потерпевшего и т.д. Иное невозможно по смыслу правосудия.
Такой подход создаёт условия для обессмысливания самого действия по выкладыванию судебных актов в сети Интернет. Ведь формально удаление почти любой фактической информации можно рассматривать как исключение персональных данных. Суды оказались поставлены перед необходимостью поиска баланса между сохранением смысла при размещении судебных актов в сети Интернет и соблюдением положений ч. 3 ст. 15 ФЗ-262 о недопустимости разглашения персональных данных участников процесса.
По сути, сейчас нет целевой аудитории, к которой адресованы обезличенные судебные акты. Непосредственные участники процесса имеют возможность получить документы на бумаге, либо снять необходимые копии. Использование же обезличенных судебных актов в научной и практической деятельности затруднительно.
Эти и другие актуальные проблемы обсуждались в ходе круглого стола.
С уважением, Поздняков Михаил
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Фотоотчет на сайте Право.ру