Ведущий российский исследовательский центр в области социологии права - Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге - подготовил при поддержке Центра стратегических разработок аналитическую записку «Влияние плановых проверок на деятельность организаций». Авторы: научный сотрудник ИПП Дмитрий Скугаревский, ведущий научный сотрудник ИПП Кирилл Титаев и младший научный сотрудник ИПП Владимир Кудрявцев.
Записка стала результатом пилотного исследования, проведенного Институтом на данных о плановых проверках 2010-2014 гг. из шести регионов РФ, которым подверглись свыше 100 тыс. юридических лиц. Исследование при помощи современных методов анализа данных и моделирования ответило на следующие вопросы:
Как показывает исследование, по самым консервативным оценкам, за год 0,2% всего рабочего времени в стране затрачивается на контрольно-надзорную деятельность. Занятие производительной деятельностью вместо проверок увеличит валовой выпуск на 0.2 п.п. Оптимизация контрольно-надзорной деятельности является серьезным ресурсом для достижения среднемировых темпов роста экономики России – цели, заявленной Президентом как приоритетной в послании Федеральному собранию в 2016 г. Анализ показал, что факт проверки фирмы среднего размера связан с уменьшением ее прибыльности на 0,42 процентных пункта (или 6,2%). Но наибольший ущерб, при прочих равных, проверка наносит малому бизнесу. Так, в год проверки прибыльность малого предприятия может снизиться уже на 0,72 п.п. (или 13,3%). При этом крупному бизнесу удается избежать негативных эффектов от проверок. Заметим, что речь в данном случае идет исключительно о плановых проверках. Данные о потенциально более разрушительных внеплановых проверках пока не доступны для анализа.
Среди иных адресатов проверок надзорных ведомств авторы исследования отмечают предприятия и организации, находящиеся в муниципальной, региональной и федеральной собственности (школы, больницы, муниципалитеты). И если в здравоохранении постоянный контроль, на взгляд авторов, оправдан высокими потенциальными рисками, то когда речь идет об образовательных учреждениях или муниципалитетах, повсеместные проверки ведут преимущественно к неоптимальному использованию бюджетных средств.
Авторы отмечают, что проведение «умной» контрольно-надзорной политики требует наличия соответствующих данных. Сейчас государство заявляет о наличии инструмента для сбора и анализа проверочной деятельности – «Единый реестр проверок» (https://proverki.gov.ru). Аудит, проведенный Институтом показал, что его данные не могут быть использованы для анализа. Например, общее количество проверок в наборах открытых данных «Единого реестра проверок» с января 2015 по декабрь 2016 гг. составило 398 тыс. плановых и 535 тыс. внеплановых проверок, при том, что в действительности только в 2015 г. было проведено уже 1,3 млн. внеплановых проверок. В своей аналитической записке авторы предлагают ряд конкретных мер по развитию и улучшению Реестра проверок как потенциально важного инструмента по контролю за проверяющими.
Источник: Полит.ру.