Правительственная комиссия по координации деятельности Открытого правительства в целом одобрила проект «дорожной карты» «Открытые данные Российской Федерации» и основные направления по совершенствованию нормативного правового обеспечения этой деятельности. Координационным центром по разработке этих документов выступил Совет по открытым данным. Замечания, предложения и разногласия по обоим документам решено урегулировать в рабочем порядке в ближайшие дни. Соответствующее решение было принято по итогам заседания
«Необходимо ставить новые задачи по нормативно-правовому регулированию и по раскрытию данных в машиночитаемом виде нашими министерствами и ведомствами. "Дорожная карта", по сути, объединяет планы министерств, которые были разработаны в течение 2014 года с учетом опыта, который мы получили при исполнении указа Президента по раскрытию информации в машиночитаемом виде и реализации Концепции открытых данных», — сказал министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.
Публикация открытых данных является одним из приоритетов, сформулированных в утвержденном Правительством Стандарте открытости. На федеральном уровне размещено свыше 1200 наборов данных, на региональном и муниципальном — свыше 3500.
«Дорожная карта» «Открытые данные в РФ на 2015–2016 годы» включает шесть комплексов мероприятий: развитие методического обеспечения, развитие нормативного правового обеспечения, развитие инфраструктуры, обеспечение доступа к открытым данным, формирование экосистемы открытых данных, развитие негосударственных институтов.
«В графике сведена информация о сроках публикации более 300 наборов данных, распределенных по 27 тематическим направлениям», — сказала член Правительственной комиссии и Совета по открытым данным Екатерина Шапочка, добавив, что документ будет «живым» — по итогам года его можно корректировать.
При составлении «дорожной карты» Совет по открытым данным ориентировался на Хартию открытых данных. Свои предложения направили 37 министерств и ведомств. Наиболее активно взаимодействовали ФТС, ФНС, ФМС, Минздрав, Росстат, Минфин, Минобрнауки и ряд других ведомств, отметила эксперт. Экосистема открытых данных должна выстраиваться вокруг единого портала открытых данных, запущенного в тестовую эксплуатацию в марте. К настоящему времени на нем опубликовано около 2400 дата-сетов.
Эксперты также провели ревизию действующего законодательства и выявили возможности для снятия ограничений к публикации открытых данных. По словам Михаила Абызова, конечная задача — перевести хранение собираемой государством информации (за исключением персональных данных и сведений ограниченного доступа) в формат открытых данных по умолчанию.
Так, предлагается определить принципы отнесения информации к разряду служебной; сократить количество оснований для взимания платы за предоставление информации госорганами; добиться признания деятельности в области открытых данных социально ориентированной; установить обязанность раскрывать информацию в интересах обеспечения жизнедеятельности граждан; однозначно определить термины «государственная информация», «открытые данные», «информационные ресурсы»; ввести презумпцию общедоступности первичной статистической информации (с исключениями); обязать раскрывать данные в машиночитаемом формате организации, создающие информацию за счет государства; установить обязанность раскрывать данные о состоянии преступности и т.п. Информация о преступности пользуется огромным спросом, подчеркнул Михаил Абызов. Комитет гражданских инициатив, Институт проблем правоприменения Европейского университета, Transparency International, НП «Информационная культура» под эгидой Открытого правительства провели исследование и выяснили: в 2013 году МВД зарегистрировано 28,4 млн сообщений о происшествиях, из них 10,8 млн зарегистрированы как сообщения о преступлениях.
«Только по 2,2 млн преступлений ведется детализированный учет информации, и мы можем ее анализировать», — констатировал глава НП «Инфокультура» Иван Бегтин.
По словам Михаила Абызова, это направление в следующем году будет выделено в качестве приоритетного.
« общался с руководством Генпрокуратуры, с генеральным прокурором, его заместителем, курирующим эту деятельность, — они настроены очень активно. Не только готовы нормативную базу изменять, но и концентрироваться, ставить в приоритет раскрытие статистики и выделять на это соответствующее ресурсное обеспечение», — добавил Михаил Абызов.
В ходе заседания также было решено учесть ряд замечаний членов Правкомиссии и приглашенных экспертов. Так, Виктор Клинцов из ВШЭ рекомендовал сгруппировать раскрываемые наборы данных в инфраструктуры по разным тематикам. В настоящее время органы власти к этому не готовы, признал Михаил Абызов, но поручил Совету проанализировать возможность реализации пилотного проекта. В свою очередь Минэкономразвития считает, что к публикации готовы 670 наборов данных — вопрос о формировании соответствующего поручения ведомствам будет вынесен на Правкомиссию в I квартале.
В отдельную часть «дорожной карты» также вынесут проблему мотивации. Как заметил директор по инновационному развитию «Роснано» Юрий Удальцов, в документе не указано на ответственность органов власти за выполнение плана. Эксперт также предложил провести ревизию оснований для отнесения информации к коммерческой тайне. Кроме того, в качестве приоритетного будет выделено направление по работе с геопространственными данными. 17 декабря Председатель Правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о снятии ограничений на открытое опубликование данных дистанционного зондирования Земли из космоса. Соответствующую работу координировала рабочая группа под руководством Сергея Собянина и министра Михаила Абызова, в которую вошли представители ФСБ, Минобороны и других заинтересованных ведомств.
По итогам заседания решено, что эти и другие рекомендации будут учтены либо в вынесенных на обсуждение документах, либо в их развитии.
Источник: Открытое Правительство