Всего 5% данных о преступности в стране используется и анализируется МВД, доступно общественности еще меньше. Дело не в неумении и не в отсутствии финансирования, а в сознательном саботаже, уверены в Комитете гражданских инициатив Алексея Кудрина
Примерно 250 тысяч преступлений ставится на учет без возбуждения уголовных дел, что потом дает солидную прибавку к раскрываемости. А по 550 тысячам уголовных дел не понятно, какие были приняты процессуальные решения.Это то, что смогли извлечь независимые исследователи даже из открытых данных правоохранительных и судебных органов. До визуализации каждого преступления на карте города, как это практикуется уже во многих странах мира, нам еще очень далеко.
Количество обращений граждан в полицию из года в год растет в среднем на 2 млн, что не бьется с представлением о недоверии населения к полиции: люди все больше обращаются в полицию. Даже в публикуемой статистике примерно из 3 млн возбужденных разными правоохранительными органами дел по 550 тыс. не понятно какие были приняты решения: нет данных о передаче дел по подследственности или соединении дел.У нас на 143 млн человек регистрируется 2 млн преступлений, 900 тыс. уголовных дел доходят до суда; 200 тыс. осуждено к реальным срокам лишения свободы, чуть больше – к условным. В Германии на 80 млн человек регистрируется почти 6 млн преступлений, 3 млн из них не раскрываются, появляется 2 млн подозреваемых, из которых 800 тыс. отправляется в суд, 600 тыс. осуждается, 41 тыс. получили реальное лишение свободы.Мы провели анализ, как влияет социальный статус подсудимых на жесткость наказания. Выяснили, что наиболее лояльны судьи к такой категории как студенты, им выносятся наиболее мягкие приговоры.Анализ 15 докладных записок (отчетов) 18 участковых в "Бирюлево Западное" за 9 месяцев 2013 года показал, чем они реально занимались накануне известных событий (антимигрантских акций протеста в октябре 2013 года – "Финмаркет"). 63% нарушений, которые они выявили, были нарушения пешеходами и пассажирами правил дорожного движения. Среди раскрытых преступлений: уклонение от уплаты алиментов, которыми занимаются судебные приставы, но им не нужна раскрываемость, и они отдают это участковым; побои, оскорбление представителей власти; постановка на профилактический учет и обход квартир, что делается для нужд вневедомственной охраны.
Прямо в отчете они пишут, сколько квартир поставлено на охрану, работают бесплатными агентами вневедомственной охраны. Если бы такая информация была по всей стране, то возник бы вопрос, а что хотят МВД от своих участковых, зачем они нужны".Леонид Савюк, профессор кафедры уголовного права ВШЭ"От правоохранительных органов очень мало зависит уровень, состояние, структура реальной преступности в стране. Если взглянуть, например, на статистику судимости за последние годы, в ее структуре преобладают насильственные, корыстные и корыстно-насильственные преступления, свидетельствующие о том, что культурный уровень нашего народа желает лучшего; расходы бюджета на финансирование науки и образования в стране в разы меньше, чем на функционирование только полиции. Это не конструктивный подход.Превентивная составляющая уголовной политики социального государства (статья 7 Конституции России), включающая в себя профилактику преступности и устранение прежде всего социальных причин криминального поведения, таких как бедность, имущественное расслоение и отсутствие равных возможностей, безработица, пьянство и наркомания, беспризорность и т. п., подменяется репрессивной политикой, задача которой непосредственно борьба с преступностью.Правоохранительные органы бьют, образно говоря, по хвостам, когда преступление уже совершено. У них нет возможности сущностно влиять на указанные факторы. А поскольку отсутствуют научно разработанные критерии оценки их деятельности, они порой, манипулируют теми или иными ложно понятыми количественными показателями своих "успехов".У в вузах исчезла такая дисциплина, как судебная или правовая статистика, скукожившись до одной-двух тем в курсе криминологии. В этом качестве даже криминология, занимающаяся изучением корней, генезиса преступлений и преступности в целом, изучением личности преступившей закон, разработкой мер профилактики, для юристов стала дисциплиной по выбору.Видимо, она кому-то не нравится; криминология истинную причину преступности преподносит не так, как хотелось бы властям предержащим. Им не выгодно, чтобы все раскладывалось по полочкам, потому что окажется: основные причины преступности - социально-экономические.Мы стали скорострелами по принятию поправок к Уголовному кодексу: их за 17 лет его действия появилось столько, сколько за 30 с лишним лет не было внесено в УК РСФСР 1960 года. Законодатели не знают реального состояния преступности в стране, ее динамики, корреляции с социально-экономическими составляющими, обусловливающими преступность, не учитывают их при принятии законов.В самой системе органов правопорядка, в частности полиции, проблем тоже достаточно. В показателях раскрываемости преступлений за значительной долей нераскрытых скрывается то, что Владимир Путин в свое время назвал "крышуют". Дело до суда не дошло, но пока вращалось по всем ступеням предварительного расследования, бизнес человек уже потерял, цель конкурента достигнута.Часто статистика используется для того, чтобы пугать общество, выбивать бюджетные средства на содержание правоохранительных органов. Это не только у нас, но и в других странах; она является своего рода «пугалом», оправдывающем повышение финансирования. Отсюда появляются цифры: в стране за 2012 год компетентными органами зарегистрировано 26 млн обращений граждан и организаций, из них 11,7 млн рассмотрено заявлений, сообщений о преступлениях органами внутренних дел, 2,3 млн зарегистрированных преступлений; выявлено лиц, совершивших преступления 1,2 млн.В криминальной статистике важны показатели судимости: из 983,1 тыс. лиц, в отношении которых судами общей юрисдикции рассмотрены уголовные дела, осуждено по приговорам, вступившим в законную силу, 739,3 тыс., из них к пожизненному лишению свободы 56 человек, к лишению свободы на определенный срок 204,3 тыс. человек; хотя УК установлено 13 мер наказания. В настоящее время только в местах лишения свободы ФСИН находится более 700 тыс. наших граждан, что значительно больше, чем в 27 странах ЕС".
Источник: ИА "ФинМаркет"