Несколько петербургских автомобилистов разработали бесплатное мобильное приложение для Android, с помощью которого можно пожаловаться в ГИБДД на водителей, нарушающих правила парковки: тех, кто, например, оставляет машину на тротуаре или под знаком «Остановка запрещена». Полноценный запуск приложения намечен на вторую половину января 2014 года, но поучаствовать в тестировании любой желающий может уже сейчас. После старта проекта стало очевидно: на большинство обращений горожане получают отписки или их просто игнорируют, потому что во многих отделениях ГИБДД до сих пор нет компьютеров с интернетом.
Приложение для борьбы с автожлобством – пока безымянное – придумали Евгений Левитин, Даниэль Лурье, Константин Степаненко и Вера Жукова. «Мы все ездим за рулем, паркуемся, стоим в пробках – и видим, как люди, которые бросают машины, где попало, помогают расти пробкам. Кроме того, у меня есть дети и я знаю, как тяжело ходить с коляской в центре, когда машины бросают на переходах – рядом с тем местом, где есть тротуарный пандус для колясок. Плюс у нас под окнами паркуются на тротуарах и газонах, что тоже вызывает раздражение», - объясняет Даниэль Лурье.
Активисты тестируют систему с начала осени, а само приложение – примерно неделю. На данный момент, по словам руководителя проекта Евгения Левитина, из 23 отправленных в ГИБДД обращений положительные ответы (нарушитель наказан, а вы - молодец) получены лишь на три. По семи ответов пока нет. Оставшиеся 13: авторов обращения вызывают в полицию в качестве свидетеля нарушения; либо пишут, что не могут связаться с отправителем и отказывают в открытии дела.
«Не могут связаться» чаще всего означает, что автор оставил в качестве контакта свой э-мейл (форма обращения в ГИБДД это допускает), а в отделе нет интернета, либо вовсе - компьютера, чтобы отреагировать на жалобу. Даниэль Лурье рассказывает, что сообщения о нарушениях ПДД, присылаемые горожанами, сначала попадают в Управление ГИБДД, а оттуда в распечатанном виде их отправляют в районные отделения; обязательный фото-факт в этой бумаге выглядит как гигантская ссылка, набрать которую вручную в адресной строке браузера под силу лишь очень терпеливому человеку. Проблему интернета отдельные инспекторы-энтузиасты решают по-своему: один купил модем Yota на собственные деньги; второй отвечает гражданам с неформального адресаЭтот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.. Если проблему решать не хочется, назойливым посетителям объяснят: «Согласно внутренним приказам, компьютеры с доступом в интернет запрещены в помещениях, где может обсуждаться государственная тайна».
Шаг 1. Загрузить приложение в мобильное устройство на платформе Android. В настоящий момент в открытом доступе приложения нет, но если вам не терпится наказать паркующихся на тротуарах, имеет смысл поучаствовать в тесте. Для этого надо найти «ВКонтакте» пользователя «Евгений Левитин» и оставить ему личное сообщение. Пока приложение актуально, в основном, для Петербурга; но эксперименты параллельно проходят и в Москве.
Шаг 2. Заметить нарушение правил парковки. Сейчас тестируются пять видов нарушений (все жалобы – в компетенции ГИБДД); вскоре подключат шестой вид (в компетенции муниципальных органов власти). Это: 1) парковка на тротуаре; 2) парковка на пешеходном переходе; 3) парковка под знаком «Остановка запрещена»; 4) парковка вторым рядом; 5) парковка на местах для инвалидов; 6) парковка на газоне.
Шаг 3. Сфотографировать нарушение на мобильный телефон. «Внутри приложения зашита инструкция с требованиями к фотографии. На фото должен быть виден адрес (или объект, по которому можно определить место нарушения). Из фото должна быть понятна суть нарушения: например, если это второй ряд - чтобы было очевидно, что машина стоит не в пробке, а припаркована. Наконец, чтобы был виден номер», - рассказывает Евгений. Координаты с вашим адресом по GPS определятся автоматически. Затем вам нужно набрать вручную номер автомобиля нарушителя (впоследствии тоже будет определятся автоматически по фото). Нажать на кнопку "Отправить"».
Шаг 4. Ждать реакции на вашу жалобу. Сперва она отправится на сервер разработчиков приложения. Если ваше обращение заполнено правильно и в нем нет недосказанностей – его отправят в УГИБДД по Петербургу и Ленобласти. В графе «Событие» появится порядковый номер, который присвоят в ГИБДД. Через 10-14 дней вы получите письмо о том, что ваше обращение передано в территориальное подразделение. Через месяц-полтора – письмо о том, что меры приняты (это при оптимистичном сценарии).
Даниэль Лурье: «Я сам автомобилист, но по городу езжу довольно мало, потому что живу и работаю в Петроградском районе – мне повезло. Но поскольку у меня двое детей, приходится иногда ездить, например, к родственникам. Что поделаешь, ищу парковочное место – иногда приходится долго ездить, не вижу в этом ничего страшного.
Наш проект мы начали с изучения практики правоприменения. В этом нам помогли ученые из команды при Европейском университете, которую возглавляет известный социолог Вадим Волков. Ребята сделали довольно большой анализ того, как реально работает закон в части парковок. Выяснилось, что, например, на Невском проспекте за один квадратный метр отвечают восемь организаций. Когда жалуешься, не знаешь, какая организация отреагирует и отреагирует ли вообще. В конечном итоге мы выбрали виды нарушений, жалобы по которым реально работают. Поговорили с сотрудниками ГИБДД, прокуратурой, чиновниками. Они нам зачеркивали какие-то нарушения и говорили: «Такие-то заявления рассматривать не будем, потому что все равно проиграем суд по ним. По таким-то обращениям всегда приходят отписки».
Наказание рублем – самое гуманное из наказаний. Ты не прокалываешь шины, не царапаешь чью-то машину - не совершаешь преступление.
Некоторые называют это (обращение в органы правопорядка на предмет нарушений парковки) «стукачеством», но я не вижу никакой моральной дилеммы. Есть люди, которые за счет своего удобства повышают зону некомфорта для остальных. И таким людям надо объяснить. Я много раз пробовал: подходил к тем, кто паркуется перед домом на газоне: «Зачем паркуетесь? Проедете десять метров - там есть свободное место». Они либо вообще ничего не отвечают, либо начинают материться. Самый эффективный способ, как я обнаружил, – это сфотографировать машину. Нарушители боятся штрафов и сразу уезжают. Наказание рублем – самое гуманное из наказаний. Ты не прокалываешь шины, не царапаешь чью-то машину - не совершаешь преступление. Это решение бытовой проблемы.
В итоге горожане сами помогают решить проблемы. Похожими вещами занимаются ребята из «Красивого Петербурга», «РосЖКХ» и других организаций».
На сайте «Красивого Петербурга» три раздела посвящены нарушениям парковки. Координатор движения Красимир Врански говорит, что правоохранители реагируют на подобные обращения слабо. «Проблема серьезная и надо выводить ее на городской уровень», - добавляет Красимир.
Судя по статистике сайта, больше всего жалоб на парковку на газонах приходит из Приморского, Красносельского и Невского районов. Парковка на тротуаре: лидируют Приморский и Адмиралтейский районы. Парковка на переходе: Центральный и Адмиралтейский районы.
В Петербурге официальный запуск мобильного приложения на платформе Android намечен на вторую половину января. Версия для iOS появится ближе к весне 2014 года. Приложение будет бесплатным.
Автор: Юлия Галкина
Источник: Мой район