Институт проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге опубликовал новое исследование, посвященное российской судебной системе. Оно основано на анализе выборки из 10 000 арбитражных дел из пяти с лишним миллионов дел, которые арбитражные суды рассмотрели в 2007-2011 годах и, по мнению авторов, должно ответить на такие, например, вопросы: есть ли в арбитражной системе "государственный уклон", сколько в ней "лишних" дел и каков экономический ущерб от их рассмотрения?
Тему "государственного уклона" в арбитражных судах ученые из ИПП решили изучить, памятуя об обвинительном уклоне в уголовных делах, которым, напоминают авторы, известна "российская судебная система". И пришли к выводу, что в арбитражном процессе аналогичного негативного явления нет. "Если не учитывать малозначительные дела, инициируемые госорганами (суммы до 3 000 руб., не более 7% в массиве), которые не представляют интереса для предпринимателей и ими игнорируются, то государственные органы и частные предприниматели имеют равные шансы выиграть дело в суде", — говорится в исследовании. Правда, при этом нужно учитывать то обстоятельство, что госструктуры идут в суд даже при минимальных шансах на успех, а у бизнеса другая модель поведения. "В ситуации, когда потенциальный выигрыш неочевиден или шансы на него невелики, [предприниматель] предпочитает не инвестировать деньги в арбитражный процесс", — отмечают авторы исследования.
У "лишних дел" в арбитражных судах два источника. Во-первых, это паломничество государственных истцов с, как их называют авторы исследования, "псевдозаявлениями". "Около 7% дел (в 2011 году), рассматриваемых арбитражным судом, будучи инициированы госорганами, [подаются] для соблюдения ведомственных правил [зачастую противоречащих здравому смыслу] и улучшения отчетности", — говорится в документе. Авторы исследования оценили и косвенный ущерб, который от этого получает государство. По их подсчетам, общий доход государства от разрешения таких дел составляет не более 0,6% от общих затрат на содержание арбитражной системы (21,36 млрд руб. в 2012 году), а "стоимость" одного дела может быть в 10 раз меньше, чем "стоимость" его рассмотрения (15 000-45 000 руб.). Ученые из ИПП считают, что эта проблема требует решения, и рекомендуют Высшему арбитражному суду "проявить инициативу в изменении конкретных ведомственных правил". Во-вторых, это дела, где совершенно нет необходимости в судебном разбирательстве – их не менее 5%. "Это дела, по которым спор отсутствует, и стороны пришли к соглашению в ходе разбирательства или даже до него", — так они характеризуются в исследовании.
Авторы также изучили региональные различия в сроках рассмотрения дел в арбитражных судах и отличия между делами разных категорий. Учитывая повышенную нагрузку на судей Арбитражного суда города Москвы, неудивительно, что более половины дел рассматривается здесь дольше 108 календарных дней при 62 в среднем по России. Быстрее всего рассматриваются дела, связанные с взысканием обязательных платежей (на 21% быстрее при прочих равных), и дела, связанные с привлечением к административной ответственности (40% при прочих равных). Самое большое увеличение сроков — в 2,3 и 3,5 раза по сравнению со средними сроками рассмотрения и принятия решения по делу — возникает при рассмотрении дел о государственной регистрации прав собственности и дел о ликвидации юридических лиц, соответственно, констатируют авторы документа.
Источник: Право.РУ