Ведущий научный сотрудник ИПП Кирилл Титаев выступил на круглом столе проекта «План Перемен», посвященном судам присяжных.
Несмотря на непрофессионализм присяжных, суды с ними признаны самыми справедливыми во всех мировых юрисдикциях, а в случае с российской они дают едва ли не единственный шанс получить оправдательный приговор. Почему суды присяжных в России редкое явление и что можно изменить? Обсудили на круглом столе «Плана Перемен».
Стать судьей может каждый. Судебный департамент регулярно делает довольно широкую рассылку гражданам с приглашением войти в списки присяжных заседателей. Однако в России соглашается совсем немногие, и в этом одна из главных бед института присяжных в нашей стране. Списки из тех, кто согласен, направляются в суды, и там из них формируют коллегии. До недавнего времени коллегии состояли из двенадцати человек, но теперь их сократили до шести человек. Причина не столько финансовая, сколько организационная.
«Областные суды задыхаются от невозможности сформировать коллегии. При этом подсудимых столько, что время формирования коллегии является одним из инструментов их шантажа. Ты понимаешь, что коллегия будет разгоняться три-четыре раза: формироваться, потом один не пришел, второй не пришел, третий не пришел, и новое формирование», — рассказывает научный сотрудник Института проблем правоприменения Кирилл Титаев.
Сокращение коллегий до шести человек помогает их быстрее собрать и расширить количество дел, к рассмотрению которых будут привлекаться присяжные, но есть и минус: повлиять на решение шести человек намного проще, чем двенадцати. Независимость, которая присуща этому институту, заметно снизилась, отмечает доктор права Александр Верещагин.
Ключевая задача — популяризация работы присяжным, чтобы люди соглашались быть присяжными и приходили на заседания, считает Титаев.
Невысокий спрос на работу присяжным может объясняться низкой оплатой труда, полагает адвокат Михаил Беньяш. «Такими деньгами удается завлечь в присяжные только бабушек, которым все равно, где спать и вязать», — отмечает он.
В расчете на день присяжные получают порядка трех тысяч рублей, и это немало, не согласен Титаев. По его словам, 85% населения зарабатывает меньше, даже учитывая теневые доходы.
Крайней мерой по привлечению населения в списки присяжных заседателей является законодательное принуждение, считает Верещагин.
Почему бабушки иногда лучше профессиональных судей?
Почему суды присяжных — благо, при том что заседают там люди зачастую без профильного образования? Главный плюс таких судов — они независимы. В том случае, когда на судью оказывается давление с целью принять некоторое решение, суд присяжных помогает снять с него ответственность. «Судья может сказать своему начальнику: господа, я не виноват — присяжные вынесли оправдательный вердикт, я как судья вынужден просто поставить на это решение свой штамп, у меня нет выбора. А с присяжных какой спрос? Это люди, которые пришли и ушли», — объясняет Верещагин. Вертикальная система, где практически нет оправдательных вердиктов, разваливается.
Суды присяжных помогают также побороть сложившуюся практику, когда судья-прокурор-адвокат работают как единый механизм. Дело в том, что зачастую подсудимых ведет бесплатный адвокат. Шестьдесят процентов подсудимых — безработные, еще двадцать процентов — лица, занимающиеся физическим трудом, напоминает Кирилл Титаев.
Видеозапись круглого стола доступна по ссылке.
Источник: Эхо Москвы.