Ведущий научный сотрудник ИПП Кирилл Титаев дал комментарий телеканалу «78», где обозначил свою позицию в дискуссии относительно возможных причин роста уголовных дел по факту мошенничества.
В Петербурге зафиксировали резкий рост «мошеннических» дел.
Эксперты объясняют: цифровая эпоха принесла огромное количество средств и каналов, с помощью которых можно наладить «работу».
В Петербурге резко увеличилось количество уголовных дел по факту мошенничества. Как показывает статистика Петростата, за январь-август 2017 полиция зарегистрировала на 20% больше дел по статье «мошенничество», чем за аналогичный период прошлого года.
В беседе с 78.ru ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения Кирилл Титаев объясняет такую статистику сразу тремя факторами. Первый, правда, наименее значимый по мнению эксперта, – криминальная эволюция движется в сторону увеличения мошеннических преступлений. «Вы спросите, почему? Очень просто. Сейчас появляется огромное количество технических средств, с помощью которых можно наладить «работу», кроме того, войти в эту сферу очень легко, не нужно обладать какими-то особыми компетенциями», – говорит эксперт. В качестве примера эксперт приводит массовые рассылки мошенников. По купленным базам и серым сим-картам делается рассылка «Мама, пришли деньги». Часть людей из рассылки попадается на этот обман. И несмотря на то, что операторы связи активно борются с такими схемами и в ближайшее время проблема, скорее всего, будет решена, обязательно найдется другой канал, где мошенники, рассчитывая на неожиданность, на наивность, будут получать свои деньги.
Второй фактор, по мнению Титаева, – новые установки МВД. «Как показывает наш анализ происходящего, сейчас преступления экономической направленности начинают регистрировать свободнее. Если раньше в некоторых случаях вас убеждали бы не писать заявление, то сейчас есть негласная установку регистрировать все», - поясняет эксперт. По его мнению, причина такого поведения «кроется в попытке МВД создать свою картину миру для руководства страны, в которой ведомство бы доказывало свою роль». «Условно говоря, логика такая: «Вы видите, сколько у нас преступлений, поток возрос, мы будем активно бороться с этим», – делиться своей точкой зрения Титаев.
Есть третий фактор, роль которого сложно оценить, но он важен, продолжает эксперт. «От нашего советского прошлого мы унаследовали принцип – мы любое экономическое действие рассматриваем как криминальное. Приведу пример, вы заключаете контракт, и забываете подписать один документ из десятка договоров. Это можно рассмотреть, как небольшое нарушение, а можно квалифицировать как осознанное криминальное действие. Правоохранительные органы склонны рассматривать это как преступление. Сейчас всех без конца за нарушение налоговой отчетности привлекают по статье «мошенничество», – резюмирует эксперт.
Источник: 78.ru