В четверг, 31 марта, «Ведомости» сообщили о возможной ликвидации Федеральной миграционной службы. По информации источников издания, одним из вопросов на заседании совета безопасности, которое прошло в четверг, могла быть реорганизация или даже ликвидация ФМС.
Такая возможность прежде уже обсуждалась, феврале этого года этот вопрос был передан на доработку в Совет безопасности. По словам одного из собеседников издания, рассматривается вариант передачи функции миграционного контроля в ФСБ или МВД. Остальные функции, в частности, регулирование трудовой миграции и программы переселения соотечественников будут переданы Министерству труда и социальной защиты и Федеральному агентству по делам национальностей.
По его словам, для этих преобразований будет предусмотрен трехлетний переходный период. Причиной же таких системных изменений называют необходимость экономии средств из бюджета. Источник «Ведомостей» в Кремле допустил, что проработка вопроса о будущем этой службы может быть поручена правительству.
В итоге на заседании обсуждалась миграционная политика, и действительно звучали предложения об изменениях полномочий Федеральной миграционной службы и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. По словам секретаря Совета безопасности РФ Николая Патрушева, под этими предложениями есть основа, однако в этот раз никакого решения принято не было.
Директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков считает, что реорганизация ФМС возможна: «В целом, конечно, отдельные функции, которые закреплены за ФМС, могли бы быть переданы другим структурам. Не факт, что стоит говорить о ликвидации, но можно разгрузить ее от отдельных задач, распределив их. Это вполне возможный вариант развития событий».
По мнению эксперта, особенно важно, чтобы качественно был проработан вопрос о том, какие функции и как будут передаваться. «Вот перечисляются Минтруд, ФСБ, и здесь, наверное, стоит говорить о Роструде, который входит в Минтруд и выполняет ряд перекликающихся функций, и его тоже стоит иметь в виду», — считает он.
При этом Николай Калмыков особенно подчеркивает, что первоочередной задачей является не запутать граждан. «Если чиновники найдут способ, как выполнять ту же работу меньшими усилиями — молодцы», — говорит эксперт.
«Если говорить о перераспределении отдельных функций и задач, а не о ликвидации службы, то я думаю, это может сэкономить средства. Вместе с этим повысится нагрузка на другие службы, к примеру, тому же ФСБ не до конца по профилю задачи, связанные с подобным миграционным контролем, хотя они пересекаются и дублируются в некоторых случаях. Наверное, это должно сэкономить количество людей, тем более ФМС и так недостаточно укомплектована кадрами, и из-за этого не всегда может справляться с полным объемом задач. Поэтому если отдельные функции удастся передать другим службам, это позволит», — резюмирует директор Экспертно-аналитического центра академии.
Специалист по вопросам миграции, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская в беседе с «Полит.ру» рассказала, почему отрицательно оценивает возможность реорганизации или ликвидации ФМС: «Я оцениваю такую перспективу отрицательно. У меня нет иллюзий, что ФМС работает идеально, это далеко не так, но какие-то вещи более менее налажены», — говорит она, добавляя, что любая реорганизация работающего механизма всегда вносит сложности.
«В довольно сложных условиях кризиса и того, что численность мигрантов постепенно сокращается, а проблема легализации их остается, проблемы будут только нарастать, — полагает Флоринская.— И когда часть функций будет сначала куда-то передана, потом обратно, и в итоге вообще непонятно, куда перейдут те, кто уже давно этим занимается. Например, вряд ли те, кто занимается трудовой миграцией перейдут в Минтруд, там своих хватает. Поэтому будут серьезные сокращения».
По ее мнению, хотя кризис — это подходящее для реорганизаций время, все же оно очень тяжелое, поэтому она не приветствует столь резких маневров. «На счет передачи миграционного контроля в ФСБ и МВД, ведь уже был ФМС внутри МВД, теперь обратно?» — добавляет Флоринская.
«Мне эта идея не очень нравится, тем более мне казалось, что программу переселения соотечественников уже отправляли в Минрегион и Министерство культуры. Поэтому я вообще не понимаю, при чем здесь она, сначала ей занимался Минрегион, а потом ей стал заниматься Минкульт. То есть получается, что опять будут забирать и куда-то отдавать? Неужели им нечего делать?»—рассуждает она.
«У меня много претензий к Федеральной миграционной службе, но по крайней мере в последний год стало несколько лучше. Очередная реорганизация может разрушить то немногое, что было сделано», — заключила эксперт президентской академии.
Научный сотрудник Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Екатерина Ходжаева считает, что ликвидация ФМС окончательно закрепит на долгие годы репрессивность миграционной политики. «ФМС отпочковали от МВД именно для того, чтобы ведомство, регулирующее гражданский процесс, было гражданским», — напомнила она, пояснив, что деятельность ФМС касается всех граждан РФ, а не только мигрантов, ведь именно ФМС выдает паспорта и выполняет другие функции.
Кроме того, по ее словам, отпочкование ФМС от МВД изначально происходило очень медленно и сопровождалось постоянным межведомственным взаимодействием. В результате ФМС в этом вопросе так и не удалось добиться полной самостоятельности, и в ряде вопросов она осталась зависима от МВД. «Например, все ее административные протоколы МВД продолжает забивать в базу. Аттестованные сотрудники ФМС получают звания в МВД, а погоны к гражданской ориентации не располагают, как мы понимаем. Более того, ФМС в последние годы для обретения еще большей самостоятельности, понимаемой очень специфично, пытается отрастить уже внутри себя еще больший репрессивный аппарат, чтобы на облавы не с полицией ходить, а иметь полный цикл», — рассуждает научный сотрудник ИПП.
«Так что, поскольку дизайн ведомства практически полностью уцелел и гражданской переориентации так и не случилось, то собственно передача МВД выглядит логичной. Но это только, если мы действительно продолжаем считать, что нам нужна именно репрессивная миграционная политика», — говорит эксперт.
Ходжаева уверена, что не нужно строить иллюзий, что передача ФМС вместе со штатом, позволит существенно сэкономить. «В силовых ведомствах большая часть средств расходуется на заработную плату сотрудников, и сотрудники службы, работающие с бумагами, также как и их руководство, останутся при своих задачах, окладах и с хорошим социальным пакетом как для сотрудников МВД, работающих на улицах в действительно сложных условиях. Существенной экономии мы могли бы добиться если бы изменили ведомственный подход в самой ФМС, как и было задумано изначально», — объясняет эксперт.
«Мое-то мнение как раз обратное — распогонить их и пусть работают, как налоговая», — резюмирует Екатерина Ходжаева.
Источник: Полит.ру, Мария Блохина