Кремль и правительство согласовали основные позиции по реформе третейских судов. Это позволит сократить количество «карманных» третейских судов и снизить нагрузку на арбитражные суды и суды общей юрисдикции.
Реформа сдвинулась с мертвой точки
Реформа третейских судов была объявлена еще в 2012 году. Президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию заявил, что необходимо обеспечить эффективные гарантии защиты собственности и выполнения договоров в России. Реформа третейского законодательства, которая бы позволила избавиться от «карманных» третейских судов и разгрузить государственные суды, была частью этого плана. Минюсту поручили разработать проект, правительство должно было внести его в Госдуму до 15 июля 2014 года. В июне прошлого года законопроект вынесли на правительственную комиссию по законопроектной деятельности, но в последний момент убрали из повестки из-за замечаний государственно-правового управления администрации президента.
Ключевое возражение Кремля было в том, что предложенный вариант реформы слишком зарегулированный. Он предполагал, что каждый третейский суд должен получить разрешение в Минюсте. Теперь Минюст подготовил новый вариант законопроекта, который 20 апреля одобрила комиссия правительства по законопроектной деятельности.
Правительство, администрация президента и бизнес договорились о следующем: за Минюстом остаются только право прекращать деятельность третейского суда в случае выявления нарушений. Третейские суды должны создаваться не при компаниях, а как НКО, которые должны будут получить разрешение на создание суда в правительстве.
«Законопроект исходит из допустимости создания арбитражных учреждений только при некоммерческих организациях, чья деятельность существенно более прозрачна, а доступ к отчетности прост, в сравнении, например, с ООО. Такое регулирование поможет навести порядок, и в этом смысле законопроект в значительной степени решает проблему «карманных судов», — отмечает руководитель аппарата третейского суда при РСПП Александр Замазий.
Такое регулирование действительно позволит сократить количество «карманных» третейских судов и устранить злоупотребления в области третейского разбирательства, связанные в том числе с захватом собственности через такие суды, а также в целом повысить качество арбитража, полагает представитель Минюста. «Это будет способствовать повышению авторитета и привлекательности данного института, а также снижению нагрузки на государственные суды», — уверен он.
Изменения предполагается внести в два законопроекта — «Об арбитраже (третейском разбирательстве)» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием закона «Об арбитраже» (копии законопроектов есть у РБК).
ГПУ выдало положительный отзыв на эти законопроекты. «Концептуальных возражений правового характера к законопроектам не имеется», — говорится в отзыве за подписью главы управления Ларисы Брычевой в аппарат правительства (копия есть у РБК). Законопроекты принципиально поддержали помощник президента Андрей Белоусов, Верховный суд и Торгово-промышленная палата, указывает она. Минэкономразвития согласовало их без замечаний, сообщил РБК представитель ведомства.
Споры продолжатся
Спорные вопросы по реформе еще остались: РСПП и Минэкономразвития, в частности, предлагают наделить правом прекращать деятельность третейского суда государственные суды, а не Минюст. На совещании в Минюсте на прошлой неделе сотрудники, ответственные за подготовку законопроекта, выразили готовность учесть это замечание при подготовке документа ко второму чтению, рассказал РБК управляющий директор по корпоративным отношениям РСПП Александр Варварин.
Кроме того, необходимо согласовать позиции по разрешительному порядку создания арбитражных учреждений и правовому статусу споров, возникающих из госконтрактов, следует из заключения ГПУ. Спорные вопросы ГПУ предлагает снять при подготовке проекта ко второму чтению.
Видимо, все участники, заинтересованные в разработке законопроекта, пришли к выводу, что подготовительная стадия на уровне правительства себя исчерпала, предполагает Замазий.
Разгрузить судей
Сейчас в России, по разным подсчетам, работает до 2 тыс. третейских судов. «Их слишком много, что обусловлено либеральным порядком их образования. Любая компания может создать свой третейский суд», — указывает Замазий.
Третейские суды могут взять на себя до трети всей нагрузки арбитражных судов и не менее 10% гражданских дел в судах общей юрисдикции (СОЮ). Треть арбитражных дел — это споры по договорам, в которые можно вставить арбитражную оговорку, пришли к выводу в Институте проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, проанализировав 10 тыс. судебных актов, рассказал РБК научный сотрудник института Михаил Поздняков.
По делам СОЮ это расчет на основании работы среднего районного суда. Фактически там больше дел, которые могут рассматриваться в третейском суде. 10% это очень осторожная оценка, говорит он.
«Фактически я исхожу из того, что часть дел, которые вытекают из договорных отношений, могут рассматриваться в третейских судах. В целом распределение по судам общей юрисдикции такое: 15% — исковые дела, 9% — дела из закона о правах потребителей, 20% — прочие исковые дела. Из этой массы возможно не менее 10% перевести в третейское разбирательство», — отмечает Поздняков.
По его словам, длительность разработки закона о третейских судах вызвана масштабной реформой с объединением высших судов, что фактически поставило на повестку дня вопрос о сближении работы судебных ведомств. «Это большая и многоплановая работа, которая объективно затормозила реформирование третейских судов», — говорит он.
Источник: сайт РБК