Ведущий научный сотрудник НИЦ ИПП Кирилл Титаев дал комментарий о возможных последствиях сокращений штатов в МВД на Интернет-портале "Ирсити.ру".
Министерство внутренних дел Российской Федерации готовит масштабное сокращение штата. Согласно действующему указу президента РФ от 5 мая 2014 года предельная численность должностей МВД составляет составляет около одного миллиона человек. Под сокращение же попадут более 100 тысяч, или около десяти процентов численности штатных сотрудников ведомства. Эти меры были обусловлены текущим финансовым кризисом, и необходимостью экономии средств министерства.
Российские эксперты — юристы, социологи и криминологи не видят в грядущем сокращении угрозы для сохранения правопорядка в стране: штат МВД и без того чрезмерно велик. По словам доктора юридических наук, профессора Иркутского государственного университета Сергея Шишкина грядущее сокращение скорее всего коснётся в-основном «молодых» и «старых» сотрудников министерства — стажеров и пенсионеров, продолжающих работать в органах.
«Я думаю, что профессиональный костяк МВД сокращение не затронет, ведь даже в условиях финансового кризиса правительство не пойдёт на риск ухудшения криминогенной обстановки. Российское МВД — очень тяжёлая структура, со множеством непрофильных служб, поэтому внутреннего ресурса организации должно хватить, чтобы сохранить прежние качественные параметры работы. Какие именно структуры в-основном попадут под сокращение — штабы, или оперативные службы сейчас сказать трудно, этот вопрос будут решать уже на уровне регионов», — заявил Шишкин.
Несмотря на заверения руководства МВД о том, что сокращение коснётся центрального аппарата и главков по регионам, не затрагивая районное звено, эксперты опасаются, что работу могут потерять именно те сотрудники министерства, которые работают, что называется, на земле. По словам сотрудника Института Проблем Правоприменения при Европейском Институте в Санкт-Петербурге Кирилла Титаева, существует три основных риска, связанных с сокращением кадров:
— Будут ликвидировать вакантные должности и увольнять и работающих пенсионеров, а ведь именно эти люди представляют часть профессионального костяка МВД вакансии и пенсионеры обычно сосредоточены, который работает «на местах» — это оперативные работники, патрульные, участковые, и так далее. Во-вторых, могут начать сокращать низовые структуры МВД и при этом сохранять штабы и непрофильные структуры, вроде оркестров спортивных команд МВД, которые существуют в почти в каждом регионе и при этом никак не касаются деятельности по контролю над преступностью. Третий риск — учитывая тот факт, что криминальная статистика формируется непосредственно внутри МВД и одновременно является способом оценки качества её деятельности, недовольство сокращениями внутри ведомства может привести к тому, что произойдёт резкий скачок преступности «на бумаге», в статистических отчётах, что будет использовано как аргумент в пользу обратных мер по увеличению штата.
По словам эксперта, сам по себе факт сокращения и без того раздутого штата МВД к росту реальной преступности не приведёт: Россия занимает лидирующие позиции в мире по количеству полицейских на душу гражданского населения — около 500 полицейских на сто тысяч человек. Поэтому сокращение штата и — дело скорее полезное. В то же время, пользу от этих мер многократно увеличило бы сокращение количества абсолютно ненужной бумажной работы, которой буквально завалены оперативники и следователивсе сотрудники полиции: По различным оценкам на бумагооборот тратится от 30 до 60 процентов рабочего времени сотрудников правоохранительных структур.
Раздутые штаты МВД при достаточно низком коэффициенте полезного действия, обусловленного специфической системой оценки производительности труда внутри ведомства, а также — невероятно запутанными и усложнёнными нормативными актами, которые регулируют его работу — это проблема, о которой уже не один десяток лет говорят специалисты. Доктор исторических наук, профессор ИГУ Виктор Дятлов иронизирует:
«Я считаю, что всю полицию давно пора вывести за штат, или, ещё лучше, вообще упразднить МВД — на улицах бы стало безопаснее, но кто меня послушает? Вообще, конечно, я утрирую, но, скажем, опыт Грузии, которая в недавнем времени упразднила аналог российской ГИБДД и после этого там наблюдалось резкое улучшение порядка на дорогах, говорит о том, что численность сотрудников органов защиты правопорядка никак на этот порядок не влияет», — рассказал Дятлов.
С другой стороны, по словам эксперта, объявленная кампания по сокращению штатов отнюдь не означает реального снижения числа «служителей закона»: когда закончится кампания, реально штаты ведомства вырастут процентов на 10 — 15, как это часто бывает в России ведь нужны же люди, которые будут это сокращение проводить.
Кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права юридического института ИГУ Роман Кравцов говорит, что однозначных показателей, которые бы связывали количество полицейских на душу населения и уровень преступности нет. Поэтому и говорить, что сокращение как-то повлияет на криминальную статистику, преждевременно.
«С другой стороны, например, во время последней реформы МВД также прошло значительное сокращение, и теперь мы можем говорить о том, что сегодня правоохранители делают упор на тяжкие и особо тяжкие преступления, при этом стараясь избегать расследования «неперспективных» дел, перспектива которых дойти до суда и закончится обвинительным приговором невелика», — считает Кравцов.
В любом случае, любые предположения о том, как сокращение повлияет на качество работы полиции — субъективны — говорит Роман Кравцов. Гораздо большее зависит от качества кадров, которые в ведомстве останутся и придут вновь. В любом случае, сокращение явно не продиктовано какой-либо криминологической предпосылкой, цель здесь — только одна — экономия бюджета, поэтому последствия потенциально могут быть любыми.
Источник: Ирсити.ру