При этом антимонопольная служба преследует в основном малые и средние компании и даже индивидуальных предпринимателей
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России — самое активное антимонопольное ведомство в мире, пишут «Ведомости» со ссылкой на отчет Global Competition Review. В 2013 году ФАС РФ проверила 4228 сделок по слияниям (1÷3 всех проверок в мире), возбудила 2635 дел по злоупотреблению доминирующим положением (80% таких дел) и вынесла 148 решений по картелям. Эти показатели кажутся «абсурдными», заявили аналитики Global Competition Review.
По мнению аналитиков, сотрудники ФАС работают на пределе своих возможностей, а глубина экономического анализа «зачастую не соответствует уровню крупнейшего в мире антимонопольного ведомства» (дела о защите конкуренции расследуются в России в 9 раз быстрее, чем в ЕС). Причина высокой нагрузки не в чрезмерном усердии службы, а в сложной нормативно-правовой базе, которая слишком расширила ее зону ответственности, отметили в Global Competition Review.
Антимонопольное ведомство существует в России с начала 1990-х гг. — тогда был создан Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Пережив несколько трансформаций и переименований, к концу 90-х ведомство превратилось в Министерство по антимонопольной политике, которое в 2004 году было упразднено, а на его базе была создана служба.
Несмотря на то что во время административной реформы ряд полномочий прежнего антимонопольного органа был передан другим структурам, ФАС только усилила свое влияние: кратно увеличила количество антимонопольных дел, расширив сферу деятельности далеко за пределы защиты конкуренции.
Так, в исследовании, проведенном старшим научным сотрудником РАНХиГС Вадимом Новиковым и ведущим научным сотрудником Института проблем правоприменения Эллой Панеях, говорится, что число антимонопольных дел выросло более чем в 3 раза. При этом исследователи отмечают, что очень часто ФАС преследует некрупные фирмы и за мелкие нарушения. 65% монополистов в составляемом службой реестре — представители малого и среднего бизнеса, а средний размер штрафа по делам о размещении заказов и рекламе в 2012 году был чуть выше 25 000 рублей.
В 2013 году только 11% судебных дел по ключевым антимонопольным статьям (злоупотребление доминирующим положением и ограничивающие конкуренцию соглашения) касались крупных компаний, 36% дел было заведено по решениям ФАС против малого и среднего бизнеса. Монополистами служба называет даже индивидуальных предпринимателей — например, Ольгу Метелеву из Сыктывкара, продававшую крем-краску, или троих чувашских предпринимателей, торговавших сахаром.
«В США или ЕС потребитель всегда может съездить за покупками в соседний город, а в России он часто ограничен из-за неразвитой инфраструктуры», — прокомментировал замглавы ФАС Андрей Цыганов. На таких локальных рынках «маленькие» монополисты вредны не меньше, чем «национальные чемпионы из топ-100», заявил он.
По словам Цыганова, в большом количестве дел виновата не служба, а российское антимонопольное законодательство: оно обязывает рассматривать все жалобы. По нарушениям закона о конкуренции их приходит от 30 000 до 40 000 в год. «На каждую мы обязаны отреагировать», — сказал Цыганов, добавив, что отсев ведется достаточно серьезный и дела возбуждаются только в 10% cлучаев.
Чтобы служба могла сосредоточиться на «расследованиях экономически значимого масштаба», нужно сократить количество расследуемых дел не менее чем в 10 раз, призывают эксперты «Открытого правительства». Кроме того, они предлагают не наказывать бизнес с выручкой менее 400 млн рублей за доминирование и сговор (кроме соглашений на торгах), а все дела по ущемлению интересов потребителей отдать Роспотребнадзору. Отказ от полномочий по защите потребителей на 70 – 80% сократит количество дел о доминировании, а иммунитеты для малого бизнеса разгрузят службу еще на 18%.
Летом премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития подготовить предложения по «прекращению антимонопольного преследования субъектов малого предпринимательства» и уточнить полномочия ФАС по делам о защите прав потребителей. Министерство в целом идеи экспертов поддержало, но в ФАС пока не готовы к компромиссу: служба согласна на введение иммунитетов для участников антиконкурентных соглашений, но не столь широких. Так, у многих локальных монополистов выручка ниже 400 млн рублей. «Нельзя же людей маленького роста не наказывать за нарушение правил дорожного движения! Так же и с конкуренцией», — сказал Цыганов.
На качестве работы ФАС сказывается не только вал антимонопольных дел, но и слишком широкая отраслевая компетенция, указывают эксперты «Открытого правительства». Служба надзирает за госзакупками, торговлей, рекламой, иностранными инвестициями. Более чем за 20 лет количество законов, за которые отвечает ФАС, увеличилось с 3 до 16, при этом численность сотрудников почти не изменилась: с 2900 человек в 1992 году до 3184 — в 2014-м.
Эксперты предложили ФАС снизить нагрузку, отдав часть функций другим ведомствам. Контроль за госзакупками они советуют отдать Росфиннадзору, контроль за рекламой перераспределить между отраслевыми ведомствами, а торговлю перевести на саморегулирование. Нормотворческие полномочия ФАС должна отдать Минэкономразвития, иначе возникает конфликт интересов: служба готовит законы, которые потом сама и применяет.
Но спроса на полномочия ФАС нет, говорится в статье. Роспотребнадзор и Центробанк (получил бы контроль за рекламой финансовых институтов) выступили против дополнительной нагрузки. Росфиннадзор предупредил, что придется увеличить бюджет, штат и количество помещений для новых сотрудников, а Минздрав (контроль за рекламой лекарств) отказался обсуждать инициативы, пока официально не получит соответствующий законопроект.
Автор - Алена Садовская
Источник: iBusiness.ru