25 октября 2003 года в Новосибирске российские спецслужбы арестовали Михаила Ходорковского, предъявив ему обвинения в мошенничестве. Его признали виновным и посадили в тюрьму, где он находится по сей день, напоминает издание The Economist.
«Как и многие российские олигархи, появившееся в начале 1990-х годов, Ходорковский сколотил свое состояние крайне сомнительными методами», - пишет издание. Однако The Economist отмечает, что затем он решил работать открыто, пригласив иностранных аудиторов провести проверку компании «ЮКОС». Кроме того, он вел переговоры с крупнейшими международными энергетическими компаниями о возможности слияния.
В то же время Ходорковский создавал общественные движения и политические партии. «Похоже, у него было желание создать в России парламентскую систему», - считает автор статьи. Это желание шло вразрез не только с интересами Владимира Путина, но и угрожало разрушить модель государственной власти и управления, которую тот хотел создать. По словам одного из бывших кремлевских советников, господин Путин считал низложение Ходорковского своей «миссией».
Бывший советник Владимира Путина по экономической политике Андрей Илларионов считает, что после 1991 и 1993 годов арест Ходорковского стал «крупнейшим политическим событием в современной истории России».
После ликвидации «ЮКОСа» большую часть его активов купила компания «Роснефть».«Превращение "Роснефти" в энергетическую компанию мирового масштаба помогло установить модель государственного капитализма, которая стала характерной чертой путинской эпохи, когда доходы от нефти и газа используются для развития других сфер экономики», - пишет The Economist. Кроме того, «Роснефть» и «Газпром» стали инструментами российской внешней политики.
Дело Ходорковского также очень сильно повлияло на российские суды. По мнению Эллы Панеях из Института по проблемам правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, после дела «ЮКОСА» правоохранительные органы поняли, что государство одобряет более агрессивное преследования бизнеса. Следствием этого стала возможность проведения рейдерских захватов со стороны госслужащих.
За 10 лет в тюрьме Ходорковский изменился. Он перестал быть ярым сторонником свободной торговли и уже не возвеличивает себя как прежде. Отношение к нему тоже изменилось. Если в 2007 году 44% населения было против его досрочного освобождения, то сейчас эта цифра составляет лишь 16%. «Длительный тюремный срок, особенно в российской культуре, дает шанс на перерождение», - пишет издание.
Срок Ходорковского истекает в августе 2014 года. Однако он стал «практически неразрешимой проблемой» для Путина, считает Илларионов. Словно от того, останется ли бизнесмен в далекой колонии или нет, зависит, останется ли Путин у власти в Кремле. Этим летом следователи собирались завести еще одно дело против бывшего олигарха, но пока так и не сделали этого. «Освободят Ходорковского или будут снова судить? Это решение покажет, как, вероятнее всего, будет развиваться новая эпоха в российской истории», - считает The Economist.
Источник: ИноТВ