Гражданские активисты Петербурга взялись за искоренение воровства среди депутатов муниципальных образований
В Петербурге начал работу филиал Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. Возглавил петербургское представительство основатель проекта "Муниципальная пила" Дмитрий Сухарев.
После местных выборов марта 2009 года в Петербурге, разбитом на 111 округов, количество депутатов муниципальных советов составило 1489 человек. Общий объем средств, выделенных только в этом году муниципальным округам и только на благоустройство территории, составляет более 4 миллиардов рублей.
В Петербурге до апреля 2012 года практически отсутствовал механизм гражданского контроля за тем, как осваиваются эти средства. В минувшем апреле коммерсант Дмитрий Сухарев создал в социальной сети "ВКонтакте" группу единомышленников "Не дай украсть свой двор!", которые решили, используя открытую информацию о государственных закупках и конкурсах муниципальных округов, проверять на местах, как тратятся эти деньги. Активистам "Муниципальной пилы" открылось много удивительных вещей. Приведу лишь некоторые истории о деятельности муниципальных депутатов, открытые волонтерами.
9 октября. "Муниципальная пила" обнаружила нарушения при подписании контрактов на празднование Дня учителя в Василеостровском районе. Все школы подписали договоры с одной и той же организацией, общая сумма контрактов составила более полумиллиона рублей. Такой большой договор заключили без конкурса,рассказал Дмитрий Сухарев: "38 школ и детских садов заключили контракты с фирмой "Эльба" на сумму от 15 до 45 тысяч. Все эти 38 контрактов на одно и то же мероприятие – празднование Дня учителя в манеже Кадетского корпуса. Все эти контракты заключались без какой-либо конкуренции, эти контракты школы вообще имеют право не вносить в реестр госзаказов. Но в данном случае 38 школ на одно и то же мероприятие потратили деньги. Общая сумма выше чем полмиллиона рублей, соответственно, здесь должен проводиться тендер. Поэтому способ размещения заказов был выбран неверно".
16 октября. "Муниципальная пила" подвела предварительные итоги контрольной проверки муниципалитетов Петербурга. Инспекция работ по благоустройству проводилась в двадцати восьми МО с 30 сентября по 6 октября. По словам Сухарева, выявлено нарушений на 13 миллионов рублей.
– Мы проверили закрытые контракты на 404 миллиона рублей, – сообщил Сухарев, – нашли множество нарушений. Подавляющее меньшинство проверенных округов выполнили благоустройство честно, только к двум муниципалитетам у нас нет претензий. Самая тревожная ситуация с благоустройством в муниципалитетах Невского района, на левом берегу Невы: МО "Ивановский", МО "Невская застава".
18 октября. В петербургский суд передано дело о растрате бюджетных средств муниципального образования "Северный". 200 тысяч рублей управленцы присвоили, проводя фиктивные праздники для горожан. От трех до шести лет грозит проворовавшимся чиновникам из муниципального округа "Северный" за присвоение 200 тысяч бюджетных рублей. Руководители "пилили" деньги, проводя фиктивные праздники типа Масленицы. Их дела переданы в суд.
В минувшее воскресенье я отправился в рейд с волонтерами "Муниципальной пилы" в округ "Пулковский меридиан". Было обнаружено списание средств на выполнение ремонта дороги площадью 1900 квадратных метров: деньги были получены, а работы не были выполнены. Волонтеры сфотографировали ямы для предоставления снимков в правоохранительные органы.
Сухарев отмечает: следственные органы почти не реагируют на заявления о злоупотреблениях муниципальных депутатов, но надеется, что с появлением в Петербурге филиала Фонда борьбы с коррупцией политическая ситуация (особенно накануне муниципальных выборов марта 2014 года) изменится к лучшему. А вот депутат муниципального образования "Финляндский" Кирилл Страхов из партии "Яблоко" иллюзий не питает:
– Не знаю, о каких четырех миллиардах рублей, якобы выделяемых муниципальным округам, говорит Дмитрий Сухарев. Есть местные бюджеты муниципальных образований, которые ниоткуда не выделяются. Это средства, полученные от взимания налогов от предприятий и граждан. Часть наших с вами налогов идет в местный бюджет. Эта основная статья доходов местного бюджета, она составляет полтора или два процента от совокупного городского бюджета. Вторая статья доходов – субсидии из городского бюджета, которые выделяются муниципалитетам решением Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Именно эта часть давно уже стала примером яркого коррупционного злоупотребления, потому что попадает в бюджет именно тех муниципалитетов, которые выбирают депутаты ЗАКСа по своему усмотрению. Чаще всего это муниципалитеты на территории, подотчетной конкретному депутату, который имеет большой авторитет среди коллег Законодательного собрания. Естественно, это депутат от правящей партии. Естественно, это те муниципалитеты, которые обеспечивают ему потом победу на выборах. Этот коррупционный механизм существует уже давно.
– У петербургских муниципалитетов одинаковые бюджеты?
– Очень разные. Есть богатые муниципалитеты, которые "собирают" по 120 миллионов рублей в год. В основном это муниципалитеты центральных районов Петербурга, в которых зарегистрировано множество предприятий, платящих большие налоги. Есть муниципалитеты победнее, имеющие 40 миллионов рублей в год. Но и по размерам сумм видно, какой это мизерный объем средств по сравнению с тем, который расходуется и часть которого разворовывается в городе в целом.
– Как вы относитесь к проекту "Муниципальная пила"?
– Я, конечно, этот проект приветствую от всей души, как и любой другой гражданский проект по контролю за расходованием общественных средств. Но он
вовсе не является решением самых главных, ключевых проблем местного самоуправления. Боюсь, что этот проект их не касается вообще. Речь здесь идет о каких-то "распилах" средств, выделяемых на благоустройство детских площадок, дорожного покрытия, спортивных площадок. Этот "распил", конечно, существует, чистая правда. Но его доля в общем городском "распиле" смехотворна. Сравним хотя бы по доходам бюджета за 2012 год. Один из самых богатых районов Петербурга – Невский, он насчитывает девять муниципальных образований, в которых проживает почти 300 тысяч горожан. Их общий бюджет за 2012 год – 650 миллионов рублей. Расход этой суммы призваны контролировать 140 муниципальных депутатов, для этой цели они и избираются. Но в этом же районе имеется районная администрация, это орган администрации Санкт-Петербурга, орган Смольного. Его смета за тот же год – 7,5 миллиарда рублей. И расход этих миллиардов рублей никто не контролирует, потому что нет там ни депутатов районного уровня, ни каких-то контрольных органов. Мы можем жизнь положить на то, чтобы расследовать, как истрачены 650 миллионов рублей, но проблему это не решит. А таких районов в Петербурге – 18.
Система, конечно, выстроена специально. Граждане отодвинуты от контроля за местными бюджетами, отстранены от решения местных вопросов. В последние годы мы наблюдаем фантастическое раздувание штатов муниципальных советов и местных администраций. Я могу сказать это на примере своего округа "Финляндский", в котором я уже десятый год работаю депутатом. На последнем совете было принято решение снять 600 тысяч рублей, выделенных на благоустройство, воспитание детей и так далее, и передать эти средства на зарплату сотрудникам администрации для того, чтобы ввести три новые штатные единицы. Сейчас таких единиц – 33. Когда я приходил десять лет назад в муниципальный совет, сотрудников было восемь, – рассказывает муниципальный депутат Кирилл Страхов.
Ведущий сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев объясняет, почему так мало возбуждается уголовных дел по фактам злоупотреблений и нецелевого расходования бюджетных средств чиновниками:
– Чиновники и силовики в России имеют маленькую долю в общем числе судимых, меньше одного процента. Наши правоохранительные органы умеют работать с маргинальной преступностью, потому что 60 процентов всех обвиненных в российских судах составляют безработные. Если из числа безработных оправдывают одного человека из тысячи, то из числа чиновников и силовиков – 30 человек из 100. Почему так происходит? Во-первых, наша полиция, следственные органы умеют бороться лучше всего с насильственными, имущественными преступлениями первого поколения, а чиновники таких преступлений почти не совершают. Чиновники не совершают мелкие кражи, не угоняют машины и не воруют из них магнитолы. Во-вторых, чиновники и силовики – люди с безусловным доступом к качественной защите на доследственном и досудебном этапе. Если муниципальный депутат набьет по пьяни морду главе администрации в дорогом кабаке, то адвокат появится еще до приезда полиции и будет сопровождать расследование происшедшего на протяжении всех этапов, за хороший гонорар.
У нашего института пока нет конкретного объяснения, почему чиновников и силовиков в среднем в 30 раз чаще оправдывают в российских судах, чем подсудимых вообще. Есть несколько гипотез. Социальная близость, например: судья, глядя на чиновника, в гораздо большей степени понимает, как устроена жизнь этого человека, чем жизнь безработного Васи. Реалии жизни предпринимателя, которые он пытается донести до судьи, от реалий жизни судьи очень далеки. А вот когда чиновник сообщает о приказе начальства, не вполне законном, но требующем исполнения, судья его понимает… Или другой фактор. В ситуации, когда на скамье подсудимых чиновник или силовик, система начинает работать так, как должна: судьи перестают закрывать глаза на всякие мелочи, на которые они закрывают их в том случае, когда видят свою основную задачу – изолировать от общества "заведомого преступника". Они, например, перестают делать скидки на небрежность или недостатки работы следователей, – поясняет Кирилл Титаев
Автор: Виктор Резунков
Источник: Радио Свобода