Переход ФМС России в подчинение МВД - это провал "попытки демилитаризации" работы с трудовыми мигрантами и беженцами, считают эксперты и правозащитники, опрошенные DW.
Президент России Владимир Путин начал крупномасштабную реформу органов внутренних дел. При этом основное внимание СМИ и общественности привлекло создание им Национальной гвардии, численность которой может составить до 400 тысяч человек.
На этом фоне несколько в тени оказалось другое принципиальное решение - вернуть в состав министерства внутренних дел России (МВД) Федеральную миграционную службу (ФМС), сократив при этом ее штат на 30 процентов. Если учесть, что в ФМС в настоящее время работают, по данным СМИ, порядка 40 тысяч человек, под вопросом оказались не менее 10-12 тысяч рабочих мест.
Отход от гражданских форм регулирования миграции
Таким образом, начавшееся переподчинение может иметь крупные социальные (массовые увольнения) и бюджетные (экономия средств) последствия. Однако главное - это изменение концептуального подхода к вопросам миграции, указывают российские эксперты и правозащитники.
"Принятое решение свидетельствует о провале попытки демилитаризации миграционной политики, предпринятой в середине 2000-х годов", - отметил в беседе с DW ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев. Десятилетие назад самостоятельное миграционное ведомство создавалось на фоне роста привлекательности российского рынка труда. Выделение этой службы из структуры министерства внутренних дел отражало тогда стремление перейти от полицейских форм регулирования миграции к гражданским.
Однако "сама ФМС в этом направлении не очень-то двигалась, стараясь стать скорее еще одним силовым ведомством", с сожалением констатировал эксперт. Ее сотрудники, по его образному выражению, "сохранили погоны". Потому нынешнее возвращение службы в состав МВД выглядит довольно логичным, считает Кирилл Титаев.
"МВД не будет заниматься интеграцией мигрантов"
Хотя полностью противоречит экспертной точки зрения, согласно которой "нужно усиливать гражданское регулирование иммиграции, легализовывать мигрантов, интегрировать их, а не делать упор на запретительные функции", подчеркнул в беседе с DW Сергей Абашин, именной профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, в стенах которого активно занимаются изучением миграционной тематики.
"ФМС уже входила в состав МВД, и это было контрпродуктивно", - напомнила DW Светлана Ганнушкина, председатель комитета "Гражданское содействие" - благотворительной организации, занимающейся помощью беженцам и вынужденным переселенцам. "В России МВД - репрессивное ведомство с совершенно определенным менталитетом, и включать туда миграционную службу, которая имеет ведь и функции гуманитарного свойства, недопустимо. Это особенно относится к институту убежища, для которого вообще нужна отдельная служба", - убеждена правозащитница.
"В прежней ФМС имелось управление по интеграции мигрантов. Оно мало что делало, но это хотя бы был сигнал, что интеграция нужна. Что, интеграцией мигрантов теперь будет заниматься МВД? Конечно же нет!", - считает Светлана Ганнушкина. Она опасается, что, наоборот, может начаться новая кампания борьбы с мигрантами.
Михаил Денисенко, заместитель директора Института демографии НИУ ВШЭ в Москве, поделился с DW другими опасениями: "Деятельность прежней ФМС России, как и любых госструктур, вызывала вопросы. Но это было достаточно открытое ведомство для экспертов и общества. Не последует ли за "оптимизацией" ограничительная миграционная политика с неясным обоснованием и неизвестными авторами, и ограниченный доступ к информации?"
Приведет ли сокращение штатов к экономии бюджетных средств?
Что же касается сокращения штатов миграционной службы на 30 процентов, то оно, по мнению Кирилла Титаева, совершенно правильно и логично: "Это примерно та часть ФМС, которая полностью дублировала функции полиции, занимаясь борьбой с административными правонарушениями и преступлениями в сфере миграционного законодательства".
Светлана Ганнушкина в свою очередь опасается, что будут сокращены как раз те люди, которые занимаются гуманитарными проблемами, хотя их-то как раз и не хватает: "Мы постоянно убеждаемся в этом, когда приходим в отделения ФМС с нашими подопечными".
Сергей Абашин исходит из того, что некоторые функции миграционной службы с соответствующими штатами просто будут переданы другим министерствам: "Сейчас ФМС, к примеру, занимается выдачей разрешений на трудовую деятельность иностранным гражданам. Вполне возможно, что эту функцию передадут министерству труда".
Поэтому профессор полагает, что большой экономии бюджетных денег при вхождении ФМС в структуру МВД может и не получиться. Тем более, что в силовых структурах оклады обычно выше, чем в гражданских. А сотрудники ФМС, по свидетельству Светланы Ганнушкиной, до сих пор оплачивались "позорно плохо, особенно на местах".
Однако в ходе подобного распределения функций ФМС между различными ведомствами "миграционная политика может утратить целостный характер", предупредил Михаил Денисенко: "Трудовая миграция - в Минтруде, паспортно-визовая работа - в МВД, а где будет остальная миграция - пока непонятно".
В результате Сергей Абашин пришел в беседе с DW к такому выводу: "Мы имеем очередную реорганизацию, за которой последуют пару лет неразберихи в этой сфере, но не имеем стратегии иммиграционной политики и вряд ли получим существенную экономию бюджетных средств".
Источник: сайт DW