Ведущий научный сотрудник НИЦ ИПП Кирилл Титаев дал развернутый комментарий интернет-изданию «Полит.ру» об интерпретациии интерактивной карты наркопреступлений и изъятых наркотиков в России.
«В целом в мире сейчас в исследовании преступности идет движение к публикации дезагрегированных данных. То есть все идет к тому, что мы должны смотреть не на картину по всей стране, а на картину на максимально низком уровне. В России это может быть уровень муниципальных районов и городских округов. Наряду с тем, что это позволяет любому увидеть, как выглядит работа правоохранительных органов в том месте, которое его интересует, такие инструменты, как эта карта, позволяют как экспертам, так и широкой общественности понять, как выглядит криминальная и правоохранительная ситуация в локальной перспективе.
В частности, например, можно развеивать некоторые часто распространяемые мифы – например, о том, что страна задыхается под валом опиатов. Мы видим из этой карты, что это не совсем так для большей части территорий – что опий, морфин и наркотики одной с ними группы в некоторых регионах играют большую роль, а в других – небольшую. Соответственно, для любых сравнительных исследований – социологических, телеэконометрических – это тоже достаточно важная информация.
При этом еще раз отмечу: очень важно, что мы видим картину не преступности, а работы правоохранительной системы – и эта работа связана, безусловно, со структурой преступности. Но, с другой стороны, – и так происходит во всем мире, это нормально – достаточно часто на региональном, на локальном уровне в силу организационных или политических причин правоохранительная система сосредотачивается на каких-то отдельных видах наркотиков. Например, нередко добросовестные руководители ориентируют своих подчиненных на более интенсивную работу с более тяжелыми, опасными наркотиками. И это, в общем, хорошо. В других случаях другие руководители ориентируют своих подчиненных на работу с теми наркотиками, которые проще, более массовы и так далее. Условно говоря, проще найти десять человек, возвращающихся из пригорода после сбора каннабиса, чем найти распространителя опиатов, героина.
То есть такая карта – это история инструмент для журналистов, для широкой общественности, для академической общественности, история для тех всех, кто задается вопросами о том, как работает наша правоохранительная система. И именно этоа карта – и это нечасто в мировой практике – позволяют нам сравнить два ведомства, которые работают с одной и той же проблемой (в России это МВД и ФСКН) и посмотреть, чем отличаются манеры их работы в разных регионах. В частности, понять, где, в каких регионах они делают примерно одно и то же, а в каких происходит возникает некоторое разделение труда. Она Карта позволяет нам лучше видеть, как именно ведомства работают. И, в частности, когда речь идет о выстраивании уголовной политики, позволяет лицам, принимающим решения, опираться на более детальную информацию», – объяснил Титаев.
Интерактивная веб-карта по борьбе с наркопреступлениями была создана Институтом проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге. Она показывает количество зарегистрированных в 2014 году наркопреступлений, виды и объемы изъятых наркотиков для субъектов и муниципальных районов Российской Федерации. Карта отражает деятельность МВД и ФСКН и позволяет увидеть, какие наркотики и в каких объемах изымаются на территории России сотрудниками этих ведомств.
Все наркопреступления и изъятые наркотики географически привязаны к отделам правоохранительных органов, где они были зарегистрированы. Это позволяет понять, какие наркотики наиболее распространены в каждом из субъектов и муниципальных районов РФ ив каких регионах антинаркотическая деятельность какого из ведомств более эффективна.