Институт проблем правоприменения

eulogo

  • Главная
  • Хроника
  • О нас
  • Направления исследований
  • Продукты
  • Контакты
  • RU
  • EN

Элла Панеях, Мария Шклярук, Кирилл Титаев. Ведомости, Extra Jus: Они понимают только числительные

Элла Панеях, Мария Шклярук, Кирилл Титаев. Ведомости, Extra  ... Image 1

Возможная реформа правоохранительной системы извне в госпрограмме МВД отнесена к рискам

Выступление министра внутренних дел Владимира Колокольцева в Совете Федерации 30 октября активизировало обсуждение вопроса, куда же дальше должно двигаться МВД. Поводом для обсуждения стали слова министра о том, что медведевская реформа МВД не достигла результатов, которых ожидало общество. В связи с этим многие аналитики стали говорить, что грядет контрреформа и, по сути, откат к ситуации 2008-2009 гг.

Отбросив проект «дорожной карты» с признанием проблем с регистрацией преступлений и работой полиции, обсуждавшийся в 2012-2013 гг., МВД собирается жить по госпрограмме «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», утвержденной распоряжением правительства от 6 марта текущего года. Очевидно, что документ, принятый спустя почти год после вступления в должность Владимира Колокольцева, готовился под его непосредственным руководством и отражает видение ситуации и перспектив командой, стоящей сейчас во главе МВД.

Генеральная логика реформ и развития спрятана в огромном бюрократическом тексте, в котором такие вещи, как «цели и задачи», «основные направления» и т. п., редко содержат какую-то важную информацию. Но есть в госпрограмме по крайней мере одна часть, относительно которой можно с уверенностью ожидать, что ведомство приложит все силы к ее буквальной реализации. Это набор числительных: целевых индикаторов, по которым планируется оценивать успешность реформы. Вот тут можно не сомневаться, что с каждого будут спрашивать достижение заданных значений показателей на отчетный период, и мы точно можем сказать, глядя на эти показатели, на что будут направлены реальные усилия полицейского руководства.

Первый блок показателей касается внутренних организационных вопросов работы МВД — повышения обеспеченности жильем, доли учебных дисциплин, обеспеченных учебно-методической документацией, и т. п. Эти показатели дают в сумме 12% от общей оценки успешности реализации государственной программы. По этим показателям предполагается радикальный рост. Так, например, уровень обеспеченности сотрудников жилыми помещениями должен подняться в пессимистичном варианте с 2,2 до 60% к 2020 г., а в оптимистичном — до 100%. Другими словами, страна должна за семь лет практически с нуля построить жилье всем сотрудникам МВД.

Второй блок — это, собственно, хорошо знакомые нам «палки», только теперь на уровне государственной программы. Раскрываемость должна расти, преступления — выявляться, пропавшие граждане — разыскиваться и т. д. Показатели такого типа составляют более 85% от общей оценки успешности госпрограммы. По ним, разумеется, предусмотрен рост, хотя и довольно скромный: количество убийств должно сокращаться на пару процентов в год, раскрываемость убийств — вырасти на 28% к 2020 г. Улучшиться должно и «соблюдение законности», которое тоже выражено в числительных (должно стать меньше реабилитированных на разных этапах расследования дел). Но в реальности эти цифры не о законности — они об усилении или практики не прекращать дела в отношении невиновных «любой ценой», или практики не задерживать возможных нарушителей, пока есть хоть какие-либо сомнения, что их вину удастся доказать.

Наименее же амбициозные цели МВД себе ставит там, где в наименьшей степени способно «подвинтить» в свою пользу результаты. Доля граждан, уверенных в защищенности своих интересов, должна возрасти только с 45 до 50%. Однако остается вопрос: обеспеченность жильем выросла в 30 раз, уровень денежного довольствия (относительно средней зарплаты) удвоился, а доля граждан, почувствовавших на себе результат, возросла лишь чуть-чуть, доползя только-только до половины. Стоят ли такие результаты столь масштабных вложений?

Но хуже другое. Почти все показатели, которые должны отражать эффективность программы, — это часть регулярной отчетности всех органов внутренних дел. За последние полвека они с блеском научились этими показателями манипулировать и корректировать их удобным для себя образом. Соответственно, вместо содержательной работы над улучшением и развитием ведомства мы опять получим работу на отчетные показатели, которые вышестоящие будут выколачивать из нижестоящих, а те «рисовать»: «грамотно» работая с квалификацией дел, отфутболивая неудобных заявителей или добиваясь признания подозреваемых в том, чего они не совершали. То есть продолжат работать так, как сейчас, без каких-либо изменений. Возможная реформа правоохранительной системы извне в программе отнесена к рискам. МВД обосновывает это снижением «уровня организации взаимодействия в раскрытии и расследовании преступлений».

Но ни одно ведомство, особенно такое громоздкое и закосневшее в проблемах, как МВД, не может реформировать само себя. Даже при самых благих намерениях оно будет опираться на собственные отчетные показатели, привычные и для начальства (и потому попадающие во все проекты и программы), и для подчиненных (и потому сфальсифицированные чуть более чем полностью). Поэтому никакой настоящей реформы от нынешнего руководства МВД ждать не следует. И в будущем все их предложения, скорее всего, будут такими же — ориентированными на «палки» и не имеющими никакого отношения к реформам. Парадигма останется прежней — вертикальное управление, которое, по меткому выражению Виктора Шендеровича, понимает только числительные. А значит — управляет только «палками». Просто годовой отчет «О результатах работы» будет подшиваться еще и в папку «Реализация госпрограммы за период…».

Источник: Ведомости: Extra Jus

Меню раздела

  • Анонсы
  • Новости
  • Публикации сотрудников в СМИ
  • Комментарии в СМИ
  • СМИ об ИПП
  • Мероприятия ИПП
Атлас прецедента
Аналитический отчет «Контроль и надзор»
Российская база бухгалтерской отчетности

Вакансии

Все наши образовательные проекты

Тэги

  • судебные решения
  • социология права
  • правоприменение
  • статистика
  • реформа
  • реформа полиции
  • открытость
  • уголовное следствие
  • криминальная статистика
  • арбитраж
  • сравнительное правоведение
  • компаративистика
  • профессия
  • эффективность
  • экономическая преступность
  • уголовный процесс
  • прокуратура
  • закон
  • судья
  • правоохранительные органы
  • бизнес
  • оппозиция
  • отчетность
  • экономика
  • общественная дискуссия
  • реформа судебной системы
  • изменения в законодательстве
  • законодательная активность
  • адвокат
  • Интернет
© 2009-2025 «Институт проблем правоприменения»
Тел. (812) 386 76 12
E-mail: ipp@eu.spb.ru
Телеграм

Наш имидж-пакет Вы можете скачать здесь

Политика АНООВО «ЕУСПб» в отношении обработки персональных данных