Институт проблем правоприменения

eulogo

  • Главная
  • Хроника
  • О нас
  • Направления исследований
  • Продукты
  • Контакты
  • RU
  • EN

Мария Шклярук, Кирилл Титаев. Ведомости, Extra Jus: Следствие над оперативниками

Мария Шклярук, Кирилл Титаев. Ведомости, Extra Jus: Следстви ... Image 1

Недавно в правоохранительном сообществе началось обсуждение вопроса о наделении Следственного комитета полномочиями по «контролю над оперативно-розыскной деятельностью». Напомним читателю, что в России оперативно-розыскная деятельность (ОРД), которой преимущественно занимается полиция, и следствие традиционно разделены. Суть ОРД — поиск преступника; суть следствия — доказывание вины. При этом ОРД проводится с широким использованием неформальных методов (например, используются агентурные сообщения, широко и не всегда легально применяются прослушки телефонов и т. п.), а следствие опирается на более формализованные правила, прописанные в УПК. Именно поэтому очень многие результаты оперативной работы являются секретными, собираются негласно и не могут служить непосредственными доказательствами в суде. Зачастую человек может не знать о том, что в отношении его проводятся какие-либо оперативно-розыскные мероприятия. Права граждан при этом защищены существенно слабее, чем во время предварительного следствия. Такое разделение создает ситуацию, в которой, получив достоверные, но непригодные для суда свидетельства вины подозреваемого, следователь должен собрать доказательства, допускаемые УПК для представления в суде, и тем самым изобличить преступника.

При ближайшем рассмотрении выясняется, что вместо «контроля над ОРД» речь идет исключительно о наделении руководителей следственных органов правом знакомиться с делами оперативного учета правоохранительных органов (теми самыми секретными результатами ОРД), по которым впоследствии возбуждаются уголовные дела. Ни о каком контроле над оперативно-розыскной деятельностью, т. е. о принятии на себя части ответственности за законность действий оперативников, тут речи не идет. Это просто доступ следователей (а точнее, их руководителей) к материалам ОРД. Это позволит следователям отыскивать в делах оперативников материалы, которые, будучи легализованы в соответствии с УПК, станут доказательствами в суде.

Сейчас именно оперативник чаще предлагает следователю использовать те или иные результаты ОРД (после соответствующих формальных процедур) в материалах уголовного дела. Однако закон «Об ОРД» и УПК РФ предоставляют возможности для использования оперативных материалов всем заинтересованным сторонам — а точнее, стороне обвинения. В УПК сказано, что «в процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам». На практике это означает, что для использования результатов ОРД в качестве доказательств необходимо показать, что они отвечают требованиям закона. И вся правоохранительная система за 10 лет действия УПК РФ прекрасно научилась это делать.

Зачем же в таком случае менять систему и наделять следователя дополнительными полномочиями? Идущий в правоохранительных органах поиск новых формальных инструментов отражает важную тенденцию: сбор всего, что потом превратится в доказательства в рамках уголовного дела, постепенно смещается на стадию доследственной проверки. То есть основная работа ведется тогда, когда еще никакого уголовного дела нет и только решается вопрос о том, имело ли место преступление или нет, т. е. возбуждать ли уголовное дело. Именно поэтому у человека, который пришел заявить о краже, полиция постарается заявление не принять, но потом, когда (и если) преступник будет пойман, потерпевшему позвонят и предложат написать заявление. По сути, вместо того чтобы расследовать уголовное дело, полиция ведет оперативную работу. Но если дело не будет раскрыто, то преступления как бы и не было (заявления ведь нет), провал правоохранителей не зафиксирован, ответственность за него не наступает. Отсюда и озвученные идеи закрепить в УПК создание следственно-оперативных групп для проверки наиболее сложных материалов до момента возбуждения уголовного дела.

Складывающаяся ситуация имеет как положительные, так и отрицательные последствия, но отрицательные все же весомее. С одной стороны, процессуальный статус подозреваемого или обвиняемого гражданин приобретет только в тот момент, когда правоохранители уверены, что в деле будет достаточно доказательств для обвинительного приговора. Граждан перестают привлекать «зря». С другой стороны, все процедуры, прописанные в УПК и созданные — не в последнюю очередь — для защиты прав подозреваемого, оказываются лишь формальностью: принципиальное решение о том, что доказательств вины достаточно, оказывается уже принято на момент возбуждения дела. При подобном слиянии ОРД и следствия шансы отбиться от обвинения у человека, которого уже записали в подозреваемые, стремятся к нулю. Тем самым обвинительный уклон, который обусловлен тем, что вопрос виновности подозреваемого решается, по сути, на предварительном следствии, а суды склонны поддерживать позицию обвинения, получит еще одно организационное подкрепление. Можно ожидать, что оправдательных приговоров и прекращений дел по реабилитирующим основаниям на следствии не будет вовсе. И тогда нынешний один процент оправданий покажется верхом объективности.

Источник: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/284535/sledstvie_nad_operativnikami

http://www.vedomosti.ru/opinion/news/2298979/sledstvie_nad_operativnikami

Меню раздела

  • Анонсы
  • Новости
  • Публикации сотрудников в СМИ
  • Комментарии в СМИ
  • СМИ об ИПП
  • Мероприятия ИПП
Атлас прецедента
Аналитический отчет «Контроль и надзор»
Российская база бухгалтерской отчетности

Вакансии

Все наши образовательные проекты

Тэги

  • судебные решения
  • социология права
  • правоприменение
  • статистика
  • реформа
  • реформа полиции
  • открытость
  • уголовное следствие
  • криминальная статистика
  • арбитраж
  • сравнительное правоведение
  • компаративистика
  • профессия
  • эффективность
  • экономическая преступность
  • уголовный процесс
  • прокуратура
  • закон
  • судья
  • правоохранительные органы
  • бизнес
  • оппозиция
  • отчетность
  • экономика
  • общественная дискуссия
  • реформа судебной системы
  • изменения в законодательстве
  • законодательная активность
  • адвокат
  • Интернет
© 2009-2025 «Институт проблем правоприменения»
Тел. (812) 386 76 12
E-mail: ipp@eu.spb.ru
Телеграм

Наш имидж-пакет Вы можете скачать здесь

Политика АНООВО «ЕУСПб» в отношении обработки персональных данных