Институт проблем правоприменения

eulogo

  • Главная
  • Хроника
  • О нас
  • Направления исследований
  • Продукты
  • Контакты
  • RU
  • EN

Д. Примаков: Чего мы хотим от судей

Д. Примаков: Чего мы хотим от судей Image 1

В последнее время судей ругают со всех сторон. Ведущий программу «Справедливость» Андрей Макаров, юрист и депутат Госдумы, от критики исполнительной власти, которая прослеживалась в первых программах, в последнее время сосредоточился исключительно на критике судебных решений и поиске совести у судей. 

Но ему ли не знать как юристу и сыну представителя судебной системы (в свое время его мать исполняла должность председателя суда в Московской области), что такие категории, как совесть и даже справедливость, только косвенно можно отнести к праву. Как говорили классики, «право есть лишь минимум нравственности», а справедливость является одним из модусов должного. И то, что в нормах ГПК РФ нет упоминания о принципе справедливости и ст. 195 ГПК говорит, что судебное решение должно быть законным и обоснованным, – вопрос к нему как к законодателю. 

Его призывы судить судей за каждое вынесенное их решение – так получается, если учитывать тот факт, что всегда одна из сторон остается недовольной решением, – это, в сущности, призыв к разрушению правового порядка. Конечно, многие решения вызывают недоумение, но для этого есть проверочные инстанции, которые призваны давать ответ на вопрос о законности или незаконности вынесенных решений и приговоров. 

Вопрос, по-видимому, в другом. Кто идет в судьи, с каким профессиональным background’ом? Показателем этого является юридический стаж и профессиональная подготовка. 

Вопрос, с какого момента начинать исчислять юридический стаж, неоднократно поднимался в юридической литературе и нашел свое отражение в рекомендациях Всероссийской квалификационной коллегии судей (ВККС РФ), в Инструкции Минюста от 27.12.1996 г. «О порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов». Как предусмотрено в п. 5 ст. 4 Закона от 26.06.1992 г. № 3132-I «О статусе судей в РФ», в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: 

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях РФ, государственных должностях субъектов РФ, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции РФ государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и России, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях; 

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса. 

Сейчас стаж работы секретарем судебного заседания и секретарем суда не входит в общий юридический стаж, таким образом, Инструкция не учитывает изменений в федеральном законодательстве. 

Напомним, что в советское время судей избирали населением (народные суды) путем прямого тайного голосования на 5 лет, и единственным профессиональным требованием было членство в партии, тогда как наличие юридического образование было необязательным. На практике это положение постепенно исправилось, и в 1989 г. из 9670 судей, работавших в РСФСР, лишь трое не имели высшего юридического образования, но учились на последних курсах юридических вузов. Но с точки зрения требований закона к образованию, по сравнению с советским временем сегодняшние судьи более подготовлены. 

Второй показатель – профессиональная подготовка. С июля этого года лица, впервые назначенные на должности судей федеральных судов, проходят обязательную специализированную профессиональную переподготовку в формах обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации судей, и стажировки в суде. Общая продолжительность обучения и стажировки не может превышать шесть месяцев. По мере необходимости, но не реже одного раза в три года, осуществляется повышение квалификации судей федеральных судов, которое проводится в формах обучения в указанных образовательных учреждениях в форме стажировки в судах и в иных формах. На период переподготовки и повышения квалификации за судьей сохраняется заработная плата. Порядок и сроки прохождения судьей профессиональной переподготовки, а также основания освобождения судьи от ее прохождения определяются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. 

Такая система профессиональной переподготовки, которая социализизирует и сплачивает судебный корпус, как думается, была почерпнута из опыта зарубежных стран. Особенно в этом контексте актуален опыт романских стран. Под социализацией через специальную подготовку подразумевается наличие специальных учебных (высших) заведений, где будущие судьи осваивают такие навыки, как юридический анализ, написание решений и приговоров, постигают этические нормы судейской профессии и культуру процесса. 

Примером подобного заведения может служить Национальная школа правосудия во Франции, в которой обучаются претенденты на судейские и прокурорские должности. Первоначальное обучение в ней длится около трех лет. В Италии и Испании такую же функцию выполняют Школы правосудия. В Испании после реформы 1994 г. обучением судей занимается также школа Правосудия (Барселона, Мадрид). 

Второй тип системы подготовки в судьи – это модель скандинавских стран, где, чтобы стать судьей, необходимо после получения диплома юриста сначала два года стажироваться в суде первой инстанции и выполнять обязанности, сходные с обязанностями секретаря судебного заседания. Затем на должности стажера судьи в суде второй инстанции претендент должен проработать один год, после чего вернуться в суд первой инстанции на должность судьи-стажера (или так называемого помощника судьи), а также необходимо проработать еще один год в суде апелляционной инстанции. На каждом этапе оценивается как текущая его работа, так и результат итогового экзамена. К скандинавской системе судейской социализации относится Германия. В этой стране младшим судьям дается 50-70% объема работы опытного судьи. В некоторых судах старшие судьи назначаются менторами. Начинающий судья работает в коллегии из трех судей. В течение первого года работы судьям запрещается рассматривать семейные ссоры и председательствовать в тройке. 

Вопрос, будет ли достаточным обучение сроком шесть месяцев, чтобы подготовить судью, наверное, отрицательный, но с другой стороны, любая профессия дается только через многолетнюю практику, когда человек отдается (корень слова «профессии» связан с понятием преданности) ремеслу. Но отдаваться ремеслу можно тогда, когда над тобой не стоит палач. (slon.ru)

Меню раздела

  • Анонсы
  • Новости
  • Публикации сотрудников в СМИ
  • Комментарии в СМИ
  • СМИ об ИПП
  • Мероприятия ИПП
Атлас прецедента
Аналитический отчет «Контроль и надзор»
Российская база бухгалтерской отчетности

Вакансии

Все наши образовательные проекты

Тэги

  • судебные решения
  • социология права
  • правоприменение
  • статистика
  • реформа
  • реформа полиции
  • открытость
  • уголовное следствие
  • криминальная статистика
  • арбитраж
  • сравнительное правоведение
  • компаративистика
  • профессия
  • эффективность
  • экономическая преступность
  • уголовный процесс
  • прокуратура
  • закон
  • судья
  • правоохранительные органы
  • бизнес
  • оппозиция
  • отчетность
  • экономика
  • общественная дискуссия
  • реформа судебной системы
  • изменения в законодательстве
  • законодательная активность
  • адвокат
  • Интернет
© 2009-2025 «Институт проблем правоприменения»
Тел. (812) 386 76 12
E-mail: ipp@eu.spb.ru
Телеграм

Наш имидж-пакет Вы можете скачать здесь

Политика АНООВО «ЕУСПб» в отношении обработки персональных данных