Институт проблем правоприменения

eulogo

  • Главная
  • Хроника
  • О нас
  • Направления исследований
  • Продукты
  • Контакты
  • RU
  • EN

Д. Примаков: Что творится с третьей властью?

Д. Примаков: Что творится с третьей властью?  Image 1

Одним из принципов правового государства, коим в силу ч. 1 ст.1 Конституции РФ стремиться быть Россия, является принцип разделения властей. Классическое обоснование этого принципа мы можем найти в труде французского философа Ш.Л.Монтескье «О духе законов», где, в частности, высказывается такое предостережение: «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

Вроде все просто и понятно. И, если мы обратимся к Конституции РФ, то там независимость и обособленность судей от других ветвей власти развита в статьях 120–122, 124. Тем поразительней, с какой легкостью  и безаппеляционностью представители судебного сообщества проводят политику по противодействию судейской активности и добровольно отдают свои полномочия другим ветвям власти. Впервые понятие «судейская активность» (анг. Judicial activism) ввел американский исследователь Артур Шлезингер, который в своей статье в журнале Fortune Magazine (Jan. 1947) поделил 9 судей Верховного Суда США на 3 группы. Судьи были классифицированы по их отношению к попытке Рузвельта в 1937 году расширить количество судей Верховного Суда в связи с его программой New Deal: на судейских активистов (judicial activists), отстаивавшие мысль о полной невмешательстве исполнительной власти в судебные дела, на защитников идеи самоограничения (self-restraint) и на приверженцев среднего пути (middle group). В 1977 г. во время Уотергейтского скандала, вследствие которого президенту Никсону пришлось уйти с поста, снова заговорили о власти судей (Power of Judges) . Крайнюю форму судейского активизма отстаивал бывший председатель Верховного Суда Израиля Аарон Барак с лозунгом «все подсудно».  В России мы наблюдаем обратную тенденцию – с полной пассивностью судейского корпуса и готовность делегировать свои полномочия (а значит, и ответственность) другим ветвям власти.

Первый  пример связан с тем, что суды в случае с поселком «Речник» даже не пытались установить правовой статус земли и недвижимости, а сразу объявили их «самостроем», так как на это указало Постановление Правительства Москвы от 2007 г. Однако мы знаем, что у каждого собственника был план БТИ – документ, выдаваемый государственным учреждением, в котором удостоверялась законность недвижимого имущества. Паспорт садовода и другие документы (прокладка канализации, света, газа) свидетельствуют о законности построек поскольку, во-первых,  ст. 222 ГК РФ четко определяет «самовольную постройку» как «строительство объекта, не отвечающего цели, для которой отводился земельный участок». В данном случае участок отводился под строительство домов и разбивки садов и построены на нем были именно дома. Во-вторых, сам факт нотариального оформления и регистрация договоров купли-продажи свидетельствует в пользу законности строительства домов, ибо сделки с самовольными  постройками в силу п. 2 ст. 222 ГК РФ – запрещены.  Наличия этих двух фактов, а также того, что с 1957 г.  ни администрация района, ни прокурор не выходили  в суд о признании коттеджей самовольными постройками в соответствии со ст. 109 ГК РФСР,  более того, регистрировали и взимали налог на имущество физических лиц, подтверждает полную легальность постройки недвижимого имущества. Но на это суды в 2009 г. закрыли глаза, доверившись постановлению правительства Москвы от 2007 г.

И совсем абсурдным прозвучала информация, что 16 февраля 2009 г. Московский городской суд снял с рассмотрения все иски жителей поселка «Речник», которые хотели обжаловать решение Кунцевского суда о сносе их домов. Эти иски были отправлены в суд первой инстанции – Кунцевский районный суд, но последний также отказался рассматривать эти иски до окончания проверки Генеральной прокуратуры. Тогда возникает естественный вопрос: а для чего тогда суд? Что он тогда решает, если он ждет «указания» из прокуратуры? Хотя положения о прокуратуре в Конституции (ст.129) и помещены в главу 7 «Судебная власть», но это ведомство не входит в судебную систему, и тем более не стоит выше нее. Эффект абсурда усиливается, если вспомнить, что до поручения Медведева многие жители поселка «Речник» обращались в прокуратуру, однако и прокуратура, и суды не внемли им. Если бы сам Московский городской суд в порядке ч.4  ст.125 Конституции обратился с запросом в Конституционный Суд РФ о конституционности того или иного закона, тогда в силу ст.215 ГПК РФ суд приостанавливает производство по делу, но там ничего не говорится о проверке прокуратуры.

Словом, такое создается впечатление, что судебная власть действует ab surdus, то есть то ли от глухоты, то ли от немоты, но явно нездорово. (Slon.ru)

Меню раздела

  • Анонсы
  • Новости
  • Публикации сотрудников в СМИ
  • Комментарии в СМИ
  • СМИ об ИПП
  • Мероприятия ИПП
Атлас прецедента
Аналитический отчет «Контроль и надзор»
Российская база бухгалтерской отчетности

Вакансии

Все наши образовательные проекты

Тэги

  • судебные решения
  • социология права
  • правоприменение
  • статистика
  • реформа
  • реформа полиции
  • открытость
  • уголовное следствие
  • криминальная статистика
  • арбитраж
  • сравнительное правоведение
  • компаративистика
  • профессия
  • эффективность
  • экономическая преступность
  • уголовный процесс
  • прокуратура
  • закон
  • судья
  • правоохранительные органы
  • бизнес
  • оппозиция
  • отчетность
  • экономика
  • общественная дискуссия
  • реформа судебной системы
  • изменения в законодательстве
  • законодательная активность
  • адвокат
  • Интернет
© 2009-2025 «Институт проблем правоприменения»
Тел. (812) 386 76 12
E-mail: ipp@eu.spb.ru
Телеграм

Наш имидж-пакет Вы можете скачать здесь

Политика АНООВО «ЕУСПб» в отношении обработки персональных данных