19 – 20 октября 2012 года в Казани прошло первое мероприятие в рамках КАЗАНСКИХ ЧТЕНИЙ ПО СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ, организуемых Центром культурных исследований постсоциализма ИСИМО КФУ при финансовой поддержке фонда Михаила Прохорова – международный междисциплинарный семинар «Социологические и антропологические исследования феномена собственности в постсоветских обществах».
Ведущие научные сотрудники ИПП Элла Панеях и Кирилл Титаев выступили приняли участие в международной конференции "Changing the Russian Law: Legality and Current Challenges", прошедшей в университете Хельсинки 17 – 19 октября 2012. На конференции обсуждались вопросы развития российского права и правоприменения в мировом контексте. Доклады сотрудников ИПП были посвящены проблемам и механизмам обвинительного уклона в Российского правосудии.
23 октября состоится круглый стол «Российская полиция: вчера, сегодня, завтра», организованный Высшей школой экономики и фондом «Либеральная миссия». На круглом столе с открывающим докладом выступит ведущий научный сотрудник ИПП Кирилл Титаев. В докладе будут представлены первые итоги проекта посвященного состоянию и реформе полицейской (правоохранительной) функции в России, который реализуется ИПП при поддержке фонда Кудрина по поддержке гражданских инициатив.
Более 65% будущих российских юристов считают, что юристам как профессиональной группе не присуще честное и законопослушное поведение. Это один из результатов исследования профессионально-этических установок, с которыми входят в жизнь студенты юридических факультетов (опрос проводился Институтом проблем правоприменения и Высшей школой экономики в Санкт-Петербурге весной текущего года на трех юридических факультетах, входящих в десятку лучших по России).
В конце сентября правительство утвердило концепцию федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы». На нее будет потрачено 90 млрд руб. средств налогоплательщиков. Нынешняя стала продолжением предыдущей аналогичной программы 2008-2012 гг., на которую ушел почти 61 млрд руб. По признанию ее авторов, предыдущая не оказала «решающего позитивного влияния на доверие граждан к правосудию»: 27% граждан доверяют, а 38% не доверяют российскому правосудию. Еще авторов беспокоит то, что российские предприниматели все больше уходят в юрисдикции иностранных судов.
В рамках проекта "Сборники Президентской библиотеки", серия "Электронное законодательство", выпуск 2, вышел сборник материалов международной научно-практической конференции "Право на доступ к информации: возможности и ограничения в электронной среде".
Законодательная активность последнего времени удручает. Верховный суд выводит неправомерное насилие, применяемое полицией к гражданам, из зоны применения уголовного законодательства и признает законным запрет «пропаганды гомосексуализма». Дума возвращает в УК статью о клевете, расширяет до полного размывания границ понятие государственной измены, вводит уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, и вот закон еще не принят, а в Ростове уже отменяют представление рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда». У публики создается впечатление не то лихорадочных метаний, не то планомерного закручивания гаек с перспективой какого-то православного Ирана.
В конце прошлого года МВД издало новый приказ, который регламентирует систему оценки органов внутренних дел (приказ № 1310 от 26 декабря 2011 г.). Такие приказы (так называемые «палочные») создают систему реальных стимулов, которая управляет повседневной жизнью работников полиции, определяет, за что их поощряют, а за что — наказывают. Они определяют, как именно сотрудник полиции будет относиться к конкретному заявлению — по какому будет работать активно, а какое постарается убрать в стол. Таким образом, эта, казалось бы, чисто ведомственная система оценки самым непосредственным образом касается каждого гражданина.
27 сентября 2012 года в Высшей школе экономики состоялся семинар "Свобода информации в России: законы и реальность".
В рамках дискуссии эксперты Центра Transparency International Russia и Высшей школы экономики совместно с представителями Института проблем правоприменения и Института развития свободы информации обсудили ситуацию с доступом к судебной информации, поделились опытом в практической реализации права на доступ, а также далит экспертные оценки концепции открытого правительства, принципиально меняющей подход к осуществлению доступа к информации и ее фактической реализации в России и мире.
На минувшей неделе снова заговорили о создании единого Следственного комитета. Если (и когда) это произойдет, значительная часть следователей МВД и ФСКН перейдет на работу в СК. Особых препятствий для работы следователей МВД и СК нет и быть не должно: Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) в России для всех един, а системы оценки работы следователей, по сути, должны быть отражением идей УПК. Другой вопрос — даст ли организационная реформа результат. Уголовный процесс обязывает следователя зарегистрировать сообщение о преступлении, возбудить уголовное дело (если данных о преступлении достаточно), задержать подозреваемого (если есть основания подозревать его в совершении преступления) и в итоге направить дело в суд. Тот же УПК, однако, обязывает следователя и к другому: прекратить уголовное дело (если выяснится, что преступления не было), отпустить подозреваемого (если подозрение не подтвердится). Все вместе это законность по УПК. Однако повседневной деятельностью следователя, как и любого государственного служащего, управляет не только УПК, но и ведомственная система оценки его работы.