Институт проблем правоприменения провел статистический анализ выборки в 1,5 тыс. дел из более чем 1,4 млн дел с участием госорганов, рассмотренных арбитражными судами в период с июля 2008 года по ноябрь 2009 года. По данным экспертов, более трети всех разбирательств, в которых участвуют органы государственной власти, приходится на дела, спорная сумма в которых не превышает 1 тыс. руб. Заявителями по таким делам являются органы государственной власти и системы оказания социальных услуг — подавляющее большинство таких дел генерирует Пенсионный фонд.
"Эти дела, по сути, "штампуются" арбитражными судами после проверки минимальных формальностей. Решение, за редчайшими исключениями, принимается в пользу заявителя",— поясняется в документе. Эксперты отмечают, что маленький размер заявленных требований приводит к тому, что ответчиками такие разбирательства просто игнорируются: они не являются в суд отстаивать свои интересы (см. график). Средняя сумма иска госоргана к фирме составляет 386 руб. "Предприниматель иска на такую сумму просто не будет подавать — количество усилий, затраченных на судебное разбирательство, не окупится",— отмечается в аналитической записке ИПП.
Статистически в арбитражном суде есть неравенство шансов на победу между истцом и ответчиком (истцы выигрывают 82% всех дел). "Чаще в суд обращается тот, чьи права и законные интересы реально ущемлены, и кто намерен отстоять их в суде",— поясняют в ИПП, отмечая: масштабы этого "уклона в пользу заявителя" неодинаковы для предпринимателя и для органа государственной власти. Вероятность оказаться проигравшим у подавшего иск предпринимателя почти в три раза выше, чем у органа власти, и эта ситуация возникает именно из-за вала "штампуемых" дел — для дел о взыскании суммы до 10 тыс. руб. средняя вероятность удовлетворения заявления, поданного госорганом, превышает 95%.
В тех же делах, на рассмотрение которых ответчики являются, пропорция меняется: разница шансов на выигрыш между предпринимателем и государством составляет в этом случае всего 5,2%. "С учетом статистической погрешности мы можем утверждать, что в ситуации, когда ответчик явился на рассмотрение дела, шансы государства и предпринимателя становятся равными",— отмечают в ИПП. Аналитическая записка констатирует: важное следствие вала "копеечных" исков в том, что их "штамповка", будучи вполне законной, портит репутацию арбитражных судов.
К тому же обработка "копеечных" дел съедает до 20% от общего финансирования системы арбитражных судов — доля одних только дел по заявлениям Пенсионного фонда составляет 12,4% всех дел, рассмотренных арбитражными судами. По оценке ИПП, рассмотрение таких исков требует в 1,5 раза меньше затрат труда, чем рассмотрение среднестатистического дела, то есть дела такого рода поглощают порядка 8% от общего бюджета арбитражной системы (17 млрд руб. в 2009 году), или более 1,4 млрд руб. в год. При этом совокупный доход государства от разрешения этих споров чуть более 130 млн руб., что дает чистые потери (только для арбитражной системы) в 1,27 млрд руб.