Институт проблем правоприменения

eulogo

  • Главная
  • Хроника
  • О нас
  • Направления исследований
  • Продукты
  • Контакты
  • RU
  • EN

Комментарий Екатерины Ходжаевой для It's My City: "Штрафстоянка" для пьяных

С 1 января 2021 года в силу вступит закон, позволяющий региональным властям создавать вытрезвители на основе партнёрства с частными компаниями. Научный сотрудник Института проблем правоприменения Екатерина Ходжаева прокомментировала новый закон для издания It's My City. 

Когда в начале 2010-х стали массово закрывать вытрезвители, основная нагрузка легла на систему здравоохранения, которая оказалась совершенно неприспособленной для такой задачи. Представим себе типовую ситуацию. Лежит пьяный в сугробе. Полиция его тронуть не может, она должна вызвать скорую помощь. Но медики, как правило, на такие вызовы приезжают нехотя, у них есть более важные дела: сердечники, дети и так далее. Они приехали и пытаются протрезвить человека на месте. Это достигается почти болевыми приемами. Но если у них это не получается, они должны его госпитализировать в обычную больницу. Дальше он приходит в себя и начинает буянить — медсестры и санитарки справиться с ним не могут, они снова вызывают полицию.

За это время система пыталась по-разному решить этот вопрос. Где-то муниципальные власти открывали спецучреждения. Они не обязательно назывались вытрезвители. Там работали медики, но снова возникал вопрос с охраной и законностью применения насилия к буйным. Статус таких заведений был зыбким с точки зрения федерального законодательства. Например, такая программа действует в Татарстане. За счет региональных средств финансируются вытрезвители в крупных городах в рамках программы профилактики правонарушений. Но федерального законодательства для таких учреждений не было, поэтому неясными были правовые последствия их деятельности. Новый закон восполняет этот пробел, особенно с учетом новой версии Конституции — теперь там убрано положение о том, что местная власть участвует в охране правопорядка.

Там, где вытрезвители не создавались местными властями, больницы вынуждены были организовывать отдельные палаты для вытрезвления — то есть была нагрузка на систему здравоохранения. При этом показатели гибели людей от обморожения росли. А это шло в минус работе местных властей и губернаторов. То есть по большому счету вместе с принятием этого закона происходит легализация уже ныне существующих практик. 

В то же время государственно-частное партнерство содержит в себе риск, что полиция может обслуживать интересы тех организаций, которые будут содержать вытрезвители. Можно предположить, что, если будут выставлены финансовые показатели и деятельность вытрезвителей будет оцениваться с точки зрения рентабельности, отбирать для «вытрезвления» станут тех, кто почище и видно, что сможет заплатить штраф. Неперспективные к уплате денег «лежачие» любители крепко выпить на практике будут малоинтересны полиции.

Надо понимать, закон сам себя не исполняет, нужна воля правоприменителя — полицейского, который в каждом конкретном случае будет решать: инициировать разбирательство и оформлять протокол или нет. Если полицейскому нужно сделать «палку» на протоколе, то возиться с лежачим пьяным гражданином ему вряд ли захочется. Легче найти более или менее вменяемого человека с бутылкой пива, ему точно можно будет выписать штраф.

Стоит добавить, что в России сейчас меняется структура потребления алкоголя — все меньше в крупных городах тех, кто пьет только крепкие напитки. И следовательно, традиционные «лежачие» — это проблема не каждого города, а тех, в которых напиваются по старинке только водкой. Так что предполагаю, что вытрезвители будут востребованы не везде. А просто выпивших привозить в них — это излишнее расходование средств или просто вымогательство.

В любом случае, пока принят рамочный закон, это не означает, что все вытрезвители станут частными. Закон лишь предлагает такую возможность. Детали мы узнаем, когда Минздрав, МВД и Минтруд разработают нормативку. И вот тогда можно будет предметно обсуждать дизайн системы вытрезвителей.

Источник: It's My City. 

Меню раздела

  • Анонсы
  • Новости
  • Публикации сотрудников в СМИ
  • Комментарии в СМИ
  • СМИ об ИПП
  • Мероприятия ИПП
Атлас прецедента
Аналитический отчет «Контроль и надзор»
Российская база бухгалтерской отчетности

Вакансии

Все наши образовательные проекты

Тэги

  • судебные решения
  • социология права
  • правоприменение
  • статистика
  • реформа
  • реформа полиции
  • открытость
  • уголовное следствие
  • криминальная статистика
  • арбитраж
  • сравнительное правоведение
  • компаративистика
  • профессия
  • эффективность
  • экономическая преступность
  • уголовный процесс
  • прокуратура
  • закон
  • судья
  • правоохранительные органы
  • бизнес
  • оппозиция
  • отчетность
  • экономика
  • общественная дискуссия
  • реформа судебной системы
  • изменения в законодательстве
  • законодательная активность
  • адвокат
  • Интернет
© 2009-2025 «Институт проблем правоприменения»
Тел. (812) 386 76 12
E-mail: ipp@eu.spb.ru
Телеграм

Наш имидж-пакет Вы можете скачать здесь

Политика АНООВО «ЕУСПб» в отношении обработки персональных данных