Институт проблем правоприменения

eulogo

  • Главная
  • Хроника
  • О нас
  • Направления исследований
  • Продукты
  • Контакты
  • RU
  • EN

«Полит.Ру»: Заморозка проекта единого следственного органа в РФ — хорошая новость

«Полит.Ру»: Заморозка проекта единого следственного органа в ... Image 1

 Заявление о заморозке проекта создания в России единого следственного органа, которое сделал глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, скорее относится к хорошим новостям, чем наоборот. Такое мнение высказал «Полит.ру» ведущий научный сотрудник Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге Кирилл Титаев.

«Важно понимать, что у этого решения или даже этого высказывания Бастрыкина, — потому что мы не знаем, стоит ли за ним решение, — есть какая-то политическая подоплека. В России, как и в других странах, идет политическая игра между силовиками, и высказывание [Бастрыкина] говорит о том, что на этом поле произошли некие изменения. Какие-то именно, мы не знаем и вряд ли узнаем в обозримом будущем. Но что здесь важно для простого человека?

Главный парадокс состоит не в том, что в России следственные органы разнесены в разные ведомства. Да, следователи в России работают в системе Следственного комитета, в системе МВД, в системе Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков и в системе Федеральной службы безопасности. Но парадок состоит вообще в самой фигуре следователя. К сожалению, и массовая литература, и кино скрывают от нас реальную работу этого специалиста.

Следователь — это человек, который, в типовом деле занимается следующим: по итогам работы оперативников или других сотрудников полиции он формализует доказательства. Условно говоря, к следователю приходит оперативник и говорит, что дядя Ваня видел, как гражданин Петров убивал гражданку Иванову. После этого следователь вызывает на допрос этого дядю Ваню или сам к нему приезжает — и изготавливает протокол допроса, то есть формальное доказательство, которое ляжет в уголовное дело или станет одним из доказательств в суде.

Такой фигуры, по сути, нет ни в одной стране мира, не считая бывших советских республик. Разнесение детективной работы, собственно поиска этого дяди Вани, и процессуальной работы, фиксации его показаний дяди Вани, — это уникальная ситуация. В этом плане идея о том, что у нас не будет единого следственного органа, — скорее, хорошая новость, потому что рано или поздно нам придется что-то в этой ситуации менять.

Потому что каждую работу такого сорта делают два человека. Например, когда речь идет об убийстве, следователь работает в Следственном комитете, а оперативник — в полиции. У них общий начальник — только президент. На менее высоком уровне у них нет общих начальников, что порождает конфликты и необходимость в постоянных неформальных договоренностях.

Соответственно, если у нас создается единый следственный орган, это будет сильное ведомство, которое заберет к себе все следствие, и торможение процесса реформирования следствия, ликвидация этого странного разделения, когда каждого человека допрашивают два раза, когда сначала оперативник проводит осмотр помещения, а потом следователь проводит обыск помещения, и так далее, — удалит нас от решения проблемы этого дубляжа», — сказал Титаев.

О том, что идею решили пока не воплощать, глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил вечером 24 ноября на лекции в МГУ. По его словам, процитированным информационным агентством «Интерфакс», по итогам консультаций в МВД он решил, что, пока он остается председателем Следственного комитета, эта тема им поднимать не будет.

Источник: Полит.ру

Меню раздела

  • Анонсы
  • Новости
  • Публикации сотрудников в СМИ
  • Комментарии в СМИ
  • СМИ об ИПП
  • Мероприятия ИПП
Атлас прецедента
Аналитический отчет «Контроль и надзор»
Российская база бухгалтерской отчетности

Вакансии

Все наши образовательные проекты

Тэги

  • судебные решения
  • социология права
  • правоприменение
  • статистика
  • реформа
  • реформа полиции
  • открытость
  • уголовное следствие
  • криминальная статистика
  • арбитраж
  • сравнительное правоведение
  • компаративистика
  • профессия
  • эффективность
  • экономическая преступность
  • уголовный процесс
  • прокуратура
  • закон
  • судья
  • правоохранительные органы
  • бизнес
  • оппозиция
  • отчетность
  • экономика
  • общественная дискуссия
  • реформа судебной системы
  • изменения в законодательстве
  • законодательная активность
  • адвокат
  • Интернет
© 2009-2025 «Институт проблем правоприменения»
Тел. (812) 386 76 12
E-mail: ipp@eu.spb.ru
Телеграм

Наш имидж-пакет Вы можете скачать здесь

Политика АНООВО «ЕУСПб» в отношении обработки персональных данных