С этой недели в арбитражных судах проводится процедура рейтинговой оценки судьями своих коллег, цель — определение кандидатов на руководящие должности. Приказ о проведении эксперимента 19 сентября подписал председатель Высшего арбитражного суда (ВАС) Антон Иванов. Опрос будет проводиться в электронной форме и тайно. В приказе говорится, что результаты опроса имеют сугубо информационный характер, относятся к информации с ограниченным доступом (председатель ВАС, руководитель его секретариата и начальник управления информатизации) и не подлежат разглашению. Судьям предстоит выбрать лидера, оценив такие качества кандидата, как высокий профессиональный уровень и организаторские способности. По каждому из пунктов они должны выставить напротив каждой фамилии либо плюс, либо минус.
В ВАС рассчитывают таким опросом найти в системе новые талантливые управленческие кадры, объясняет представитель суда Анна Ковалева, но высокий рейтинг не означает, что человек немедленно получит повышение, это позволит сформировать своего рода кадровый резерв. Такой резерв может потребоваться уже в следующем году, когда истечет шестилетний срок полномочий у большинства председателей и заместителей председателей арбитражных судов, говорит сотрудник ВАС. Формально кандидатов в судьи отбирают на конкурсе и выдвинуть свою кандидатуру может любой юрист, отвечающий установленным законом требованиям. Но на деле, говорит бывший член квалификационной коллегии судей, при отборе всегда учитывается мнение председателя суда.
Сотрудник ВАС считает, что при отборе кандидатов на руководящие должности учитываются прежде всего объективные критерии: судейский опыт, талант управленца, умение выстраивать отношения. Приверженность объективным критериям ВАС демонстрировал в 2010 г., когда в председатели Арбитражного суда Москвы был выдвинут председатель омского арбитражного суда (а до 2007 г. — судья) Сергей Чуча; выбор в ВАС неофициально объяснили тем, что показатели омского суда были одними из лучших. Рейтинговые опросы судей самого ВАС проводиться не будут. «У нас определенная процедура, наше назначение не зависит от нас», — объяснил Иванов.
Научный руководитель Института проблем правоприменения (Санкт-Петербург) Вадим Волков напоминает, что одна из серьезных проблем российской судебной системы — ее встроенность в административную вертикаль, на это работает и существующая практика рекрутирования судей. Рейтинговое голосование не повлияет радикально на ситуацию, считает Волков: оно может и не учитываться в кадровых решениях. Эффективной мерой могли бы стать выборы председателей судейским сообществом. Но рейтинговые опросы судей приведут к активизации профессионального сообщества и повышению независимости суда, уверен Волков.
Единственным судом, где судьи выбирали председателя (до 2009 г.), был Конституционный суд. Довольно демократичная была процедура, вспоминает судья КС в отставке Анатолий Кононов: все голосовали за любого из 19 судей, первая тройка выходила в финал. Такая система обеспечивала независимость суда, считает он: по крайней мере, отмена выборов сильно отразилась на решениях КС.
Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/314731/pochti_vybory#ixzz27Ts0Wmol