Екатерина Ходжаева и Кирилл Титаев провели семинар "Социологическая этнография полиции"

12 ноября 2013 года, во вторник в рамках программы факультета социологии СПбГУ «Научная среда» прошел семинар  «Социологическая этнография полиции», на котором научные сотрудники ИПП Екатерина Ходжаева и Кирилл Титаев рассказали много интересного и ответили на все вопросы. 

Екатерина Ходжаева (ИПП ЕУ СПб)

Реформа полиции глазами низового состава сотрудников МВД в Казани

Доклад представил результаты авторского социологического исследования повседневности низового состава сотрудников МВД г. Казани, выполненного в качественной методологии в постреформенный период (май-август 2012 г.). Основной фокус состоит в описании отношения сотрудников полиции, работающих на низовом уровне системы, к последствиям реформы МВД в их повседневной рутине.

В докладе представлена рефлексия полицейскими опыта прохождения аттестации и официального переименования МВД. Кроме того, существенный аспект реформы МВД – это снижение численности сотрудников, сопровождающееся ликвидацией многих подразделений, в том числе на уровне отделов полиции. Это привело к значительному увеличению нагрузки на оставшихся работников.

Основное внимание уделено «палочной» системе в неформальном институциональном поле изучаемой профессии, сохраняющейся, несмотря на официальный отказ от нее устроителями реформы. Одновременно сотрудники практически всех подразделений отмечают усиленное внимание прокуратуры, усложнение оформления уголовных дел и административного производства со стороны судов.

Изменения материальных условий жизни сотрудников МВД также находится в фокусе доклада. Докладчик расскажет, как сегодня оплачивается труд полицейских, работающих «на земле», соответствует ли уровень реальных доходов их ожиданиям и обещаниям устроителей реформы. В целом повышение заработной платы хотя и отмечается информантами как положительное последствие реформы, все же не выглядит в глазах низовых сотрудников большим преимуществом на фоне резко усилившейся нагрузки. Кроме того, повышение оплаты труда сопровождается уменьшением социальных дотаций, получаемых сотрудниками полиции, и урезанием законных и премиальных выплат: например, не производится оплата переработанных часов, оплата за охрану общественного порядка в праздничные дни и в выходные, а также оплата проезда в отпуск сотруднику и его семье (для тех, кто живет в европейской части РФ). Не выплачиваются распространенные ранее «дотации на детей». Уменьшение социальных льгот воспринимается сотрудниками полиции в контексте повышения заработной платы лишь как их монетизация. Сотрудники полиции отмечают, что долгожданное повышение оклада не настолько значительно, как это было озвучено устроителями реформы. Кроме того, оно порождает новое неравенство между руководством подразделений и молодыми сотрудниками.

Видеозапись лекции

Кирилл Титаев, Мария  Шклярук (ИПП ЕУ СПб)

Борьба с преступностью в России:
взаимное восприятие, конфликты и взаимодействие различных профессиональных групп

Борьба с преступностью в России как одна из частей правоохранительной деятельности предполагает вовлечение нескольких разных профессиональных групп. Оперативные работники МВД и ФСКН, сотрудники других подразделений полиции, следователи МВД и Следственного комитета, дознаватели МВД и ФСКН, адвокаты, прокуроры и судьи наряду с менее значимыми группами профессионалов на разных этапах включаются в работу. Они устанавливают факт преступления, ищут виновного (или того, кого можно представить виновным), доказывают его (или ее) вину, оценивают тяжесть содеянного, дискутируют о наказании и т.д. Вместе они образуют некоторое подобие того, что в англоязычной дискуссии называется “courtroomworkinggroup” –коллектив, который ведет дело и обвиняемого от события преступления к приговору (или, теоретически, к оправданию и реабилитации). Ключевой смысл этого понятия состоит в том, что участники courtroomworkinggroup являются в куда большей степени коллегами и партнерами, чем противниками. Подозреваемые и преступления все время меняются, а коллектив остается одним и тем же. Если речь идет о маленьких районах, то он остается одним и тем же в буквальном смысле (это одни и те же люди), если о больших – то в плане распределения функциональных обязанностей. Судья не знает, чем живет и дышит подсудимый, но отлично представляет себе работу следователя, его нужды и чаяния, и наоборот.

Именно особенности взаимодействия участников courtroomworkinggroups, их взаимоотношения и представления друг о друге играют важнейшую роль в определении тех институциональных рамок, которые ограничивают реальную (а не описанную уголовно-процессуальным кодексом) практику борьбы с преступностью в любой стране, а особенно – в России. В докладе будет представлен рассказ об общей роли этих представлений и подробно проанализирована пара взаимоотношений «оперативный работник» – «следователь/дознаватель» с привлечением дополнительного материала, касающегося других профессиональных групп. Доклад опирается на материалы, включающие более ста интервью, а также опросы и наблюдения, собранные Институтом проблем правоприменения за последние пять лет.

Видеозапись лекции